http://the-inkas.narod2.ru/o_religii_inkov/inkskaya_dramaturgiyaolyantai/inkskaya_dramaturgiyasurimanautkha-pavkar/)
      «Особенно много неправды возникло из-за незнания испанцами многих и различных значений  слова вака (уака)»
 
     В европейских языках нет слова, которое бы точно соответствовало слову «уака».
 
     Слово «уака» имело два разных значения, чего не понимали испанские авторы.
     Если произносить последний звук в глубине горла, то оно означает «плакать».
 
     Если произносить последий слог на верхушке нёба, то оно имеет иное значение, обозначающее священные или необычные предметы.
 
     «Два испанских историка, которые не знали об этом различии, заявили: с плачем и стенанием входят индейцы в свои храмы для жертвоприношений, о чем говорит нам слово вака (уака)», - возмущается Инка Гарсиласо де ла Вега.
 
     Слово «уака» означало множество вещей. Уакой называли священные предметы, которые преподносились в дар Солнцу. Углы в домах, в которых молились. Любой храм , большой или маленький, называли уакой. Могли называть уакой проклятое место, куда, к примеру, ударила молния.
 
     Уакой называли все, что чем-то сильно выделялось и вызывало либо ужас, либо удивление. Очень красивые предметы, которые выделялись своим великолепием среди прочих, будь то роза или фрукт. Очень большую змею, женщину, родившую двойню, яйцо с двойным желтком, детей с врожденным дефектом, а также высокие горы, многоводные источники, красивые камни и скалы и т.д., и т.п. - всё называли уакой.
 
     «Все эти и другие предметы и явления они называли вака(уака) и не потому, что считали их богами или поклонялись им, а из-за особых преимуществ, которые они имели перед обычными [предметами]; по этой причине они относились к ним и обращались с ними с уважением и почтением.
 
     По причине этих столь различных значений слова вака испанцы, понимая лишь первое и главное из них, означавшее идол, полагают, что индейцы считают богами все те предметы, которые называют словом  вака, и неверно полагали, что инки поклонялись им."
 
     Далее Инка Гарсиласо де ла Вега объясняет, что уака — это не персонифицированное божество со своими функциями и своей волей, как у древних римлян. Это проявление чего-то особенного, вызывающего изумление и почтение.
 
     Инка Гарсиласо де ла Вега приводит конкретный пример.
 
     «Инки называли вакой гигантскую горную цепь Сьерра-Невада, которая идет вдоль всего Перу до пролива Магеллана, за ее длину и высоту; ибо она действительно вызывает огромное восхищение у тех, кто смотрит на нее с вниманием. Они дают это же имя очень высоким вершинам, которые выделяются среди прочих вершин, словно высокие башни среди обыкновенных домов»
   
       Высокие горные склоны этой цепи испанцы называли Апачиты ( от слова на кечуа «Апа-чекта» ). По словам Гарсиласо де ла Вега, испанцы, не понимая значение слова «Апа-чекта», превратили эти горы в «богов» индейцев.

 

     «Апа-чекта» — это причастие в дательном падеже, образованное при помощи суффикса -та от Апа-чекпа. То естьАпа-чекта означает - "Которому несут", без указания, кто и что заставляет нести.
 
     "... так, апа-чекта означает: мы благодарим и кое-что подносим тому, кто доставляет эти грузы, придавая нам силы и мощь, чтобы подниматься по столь крутым склонам; они говорили это, только лишь взобравшись на самую вершину склона, и поэтому испанские историки решили, [что  Апачиты — имя собственное, которым индейцы называли вершины этих горных склонов]».
 
     Поднявшись на высокий склон, индейцы произносили слово Апа-чекта, которым благодарили Пачакамака за то, что он дал им силы преодолеть подъем. А испанцы думали, что они произносят имя идола и поклоняются ему как хозяину этих мест, проводя аналогии с древнеримской религией.
 
     «Индейцы понимали, что они должны отблагодарить и преподнести какое-нибудь подношение Пача-камаку, неведомому Богу, которому они поклонялись мысленно, за оказанную им помощь в той работе. И тогда они,  поднявшиись на склон горы и освободившиись от груза,  обращали свой взор к небу и опускали его к земле, исовершая те самые проявления поклонения, связанные с произношением имени Пача-камака, о которых мы говорили раньше; они повторяли два-три раза Апа-чекта в дательном падеже, а в качестве подношений, дернув себя за брови, и вне зависимости от того, вырвали они или не вырвали хотя бы один волосок [из бровей], они сдували его в сторону неба и кидали траву, называвшуюся кука, либо [подобранную соломинку, либо какой-нибудь] камень или горсть земли.
 
     Они не смотрели на Солнце, когда совершали те церемонии, потому что то было поклонение не ему, а Пача-камаку и приношения были скорее знаками уважения, чем подношениями, потому что индейцы  хорошо понимали, что столь жалкие вещи не могли служить для подношений.
 
     Всему этому я был свидетель, ибо видел это много раз, шагая вместе с ними; и более того, я говорю, что индейцы, шагавшие без ноши, не поступали так; это делали лишь те, кто нес груз.
 
     Сейчас в наше время благодаря милосердию Бога на вершинах тех горных склонов стоят кресты, которые они украшают, выражая благодарность за то, что они соединили их с Христом, нашим Господином».
 
     Они также с почтением относились к Земле, называя ее матерью ( Pacha Mama).
 
     Вернемся к вопросу, что же представляла собой государственная религия Инков.
 
     «...у них (Инков) не было иных богов, кроме Солнца, которому поклонялись с внешними проявлениями (еsteriormente); они возводили ему храмы, покрытые сверху донизу золотыми пластинами стены, преподносили богатые дары в виде большого количества золота и всяких других самых ценных вещей, в благодарность за то, что он дал им все это; они выделяли ему в качестве его владения третью часть всех возделываемых земель.
 
     Инки строили ему дома великого затворничества и приюта для женщин — [Девственниц Солнца], предназначавшихся ему и хранивших вечное целомудрие. [ В некоторых статьях их путают с избранницами и ошибочно называют наложницами Инки. Напротив, за нарушение ими целомудрия  полагалось суровое наказание]. Они также восхваляли Луну, потому что она была его женой и сестрой, и звезды, ибо они были дамы и слуги их дома и королевского двора.
 
     Помимо Солнца, Инки внутренне поклонялись Пача-камаку, как неведомому Богу; они почитали его больше, чем Солнце, [однако] жертвы ему не приносили, храмы не строили, ибо говорили, что не знают его, потому что он не позволял увидеть себя; однако они верили в его существование. (В должном месте мы расскажем о знаменитом и богатейшем храме, который находился в долине, называемой Пача-камак, и был посвящен этому неведомому Богу.)»
 
     Этот храм был культовым центром государства Ичма. Инки, покорив Ичма, оставили этот храм и позволили местным оракулам совершать свои ритуалы там. Храм прославился «предсказаниями» находившегося в нем идола. Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что этот местный Ичмийский культ не имел отношения к тому Пачакамаку, которого внутренне почитали Инки, и не входил в инкскую религиозную иерархию. После присоединеня Ичма инки построили недалеко на центральной площади другой храм— главный государственный храм Солнцу. Пачакамаку инки никода не строили храмы . Об этом свидетельствует другой осведомленный хронист - Бартоломео де Лас Касас.
 

 Храм Пачакамак в долине р. Лурин , 40 км к юго-востоку от Лимы. Первые постройки III век н. э. Остальные возводились ичмийцами в X-XVвв.Культура Ичма


В отличие от инкских храмов, основательно построенных из плотно пригнанных каменных блоков, ичмийский храм возле Лимы был сделан из необожженного кирпича и отличался по плану и по форме

      Вот важное свидетельство о государственном культе Инков:
     «Инкские князья и их амауты, которые были философами и учеными (doctores), установили закон и приказали оповестить о нем, чтобы во всей Империи знали, что запрещалось поклоняться чему-либо, кроме Пача-камака, как высшему Богу и Господину, и Солнца, за то добро, которое оно дарило им, и чтобы почитали бы и восхваляли Луну, потому что она была его женой и сестрой, и звезды, ибо они были дамы и слуги их дома и королевского двора,» - пишет Инка Гарсиласо де ла Вега.
 

cтены храма Кориканча 1438 г. в интерьере собора Санто Доминго, Куско

 
     Испанские хронисты много писали о Вира-коче, сравнивая его имя с именем апостола Варфоломея. Инка Гарсиласо де ла Вега очень скептически к этому относился, хотя о переводе и происходждении имени Вира-коча он тоже ничего не мог сказать конкретного,  как и остальные хронисты.
 
     Точно известно , что у Инков Виракоча - это тоже имя Бога, Создателя ( см. Священные Гимны Пачакутека). Сохранилось предание, что Виракоча во сне явился одному наследному принцу, будущему Сапа Инке Виракоче, и сказал, что является сыном Солнца. Он также велел принцу взять свое имя. Позже этому Инке пришлось объясняться перед амаутами, почему он взял имя Бога. Виракочу отождествляют с Пачакамаком, Творцом Вселенной.
 
     Некоторые испанские историки упоминали другое слово , взятое не из общего языка Империи Инков, а из местных диалектов — Пача-йачачер (создатель неба).
 
     «Пача-йачачер должно было бы означать создатель неба, хотя означает учитель мира (еnsenador del mundo),—ибо, чтобы сказать создатель, нужно было бы сказать Пача-рурак, поскольку рура обозначает создатель, — их плохо воспринимает тот всеобщий язык, потому что эти слова не являются его собственными, а пришлыми [словами] и еще потому, что они частично принижают ту возвышенность и величие, на которые поднимает и которыми увенчивает Бога имя Пача-камак, — мы говорим это ради истины.»
 
     Далее Инка Гарсиласо де ла Вега поясняет свою мысль.Он говорит , что это слово не несет в себе духовного и возвышенного смысла, как Пачакамак. Оно означает механическое создание предметов или обучение обычному ремеслу.
 
     «Всей этой материалистичности (имени Пача-йачачер) весьма чуждо [высокое] значение имени Пача-камак, которое, как указывалось, означает: тот, кто делает с миром, Вселенной то, что делает душа с телом, что означает дать ему существо, жизнь, рост (аumento), поддержку, и т. п.
 
     Все это ясно указывает на несоответствие новых словообразований, которые делались для именования Бога из-за низменности их значения.»
 

Стены храма Кориканча 1438г.



 
Потомки Инков, принявшие духовный сан, участвуют в процессии в честь Богородицы (кон. XVI - начало XVII вв.)

ИНКИ ВЕРИЛИ В БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И ВОСРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ
      История государства Тауантинсуйу Инки Гарсиласо де ла Вега содержит много интересной информации о религиозном понимании Инков места человека в мироздании: о бессмертии души, о  воскресении мёртвых, покаянии и воздаянии за дела .
.
     Он узнал это от своих родственников, многие из которых всё ещё исповедывали старую веру и нашел подтверждение своим словам у некоторых испанских авторов. Инка Гарсиласо де ла Вега жалуется, что раньше его заставили убрать многое о религиозном мировоззрении инков иезуиты:
.
    "Подчинившись тем самым почтенным отцам  святого ордена иезуитов Мигелю Васкесу де Падилья, уроженцу Севильи, и Херониму де Прадо, уроженцу Убеды, которые мне так приказали, и я, хотя и поздно, убрал его оттуда по причинам [их] тирании; сейчас я снова возвращаю его на свое место, чтобы у здания не отсутствовал бы столь важный камень."
.
      Поражает скромность Инки Гарсиласо де ла Вега. И это при том, что его исследование на тему религиозного мировоззрения Инков можно считать самым полным:
.
      "Каким путем или благодаря какой традиции инки поверили в воскрешение тел, являющееся предметом [христианской] веры, я не знаю, и не солдату, каковым я являюсь, исследовать это, и не верю я, что это можно с достоверностью выяснить, пока Всевышний Бог не снизойдет до раскрытия этого. Я могу только с достоверностью подтвердить, что они его признавали
.
     Эти подтверждения (аutoridades) и подтверждение Гомары (о вере в в воскрешение после смерти) я обнаружил при чтении этих авторов после того, как сам написал о том, что узнал в этом частной [беседе] у моих родственников в их язычестве.
.
       Они очень сильно обрадовали меня, ибо вещь — столь чуждая язычеству, как воскрешение, была похожа на мое изобретение, если бы о ней не написал какой-нибудь испанец.
.
    Я удостоверяю, что обнаружил их после того, как написал об этом, чтобы не думали, что я в подобных делах следую испанцам, однако, если я нахожу [подобные цитаты], то считаю за счастье ссылаться на них в подтверждение того, что я слышал от своих  [сородичей] об их старых традициях".
     Далее Инка Гарсиласо де ла Вега цитирует испанских авторов, подтверждающих его слова о вере Инков в восресение мертвых и бессмертие души:
.
     "Франсиско Лопес де Гомара, глава сто двадцать пять, рассказывая о том, как хоронили королей и великих сеньоров в Перу, говорит эти слова, которые воспроизводятся дословно: «Когда испанцы открывали эти гробницы и разгребали кости, индейцы умоляли их не делать этого, чтобы они находились бы все вместе в момент воскрешения; они также верят в воскрешение тел и бессмертие душ», и т. д.
 .
       "Казначей (сопtador) Агустин де Сарате, книга первая, глава двенадцатая,говорит об этом почти теми же словами, и Педро де Сиеса, глава шестьдесят вторая, говорит, что те индейцы признавали бессмертие души и воскрешение тела."
.
         С верой в воскресение мёртвых были связаны и суеверия у индейцев. Инка Гарсиласо де ла Вега пишет:
.
        "Много раз (видя , как индейцы складывали волосы и ногти в одно место) я спрашивал разных индейцев , для чего они делали это, и все они в ответ говорили мне одни и те же слова: «Знай, что все мы, родившиеся, должны вновь жить в [этом] мире (у них не было глагола, чтобы сказать воскреснуть) и души должны встать из гробниц со всем тем, что принадлежало их телам.
.
      И чтобы они не задерживались бы [в том мире] в поисках своих волос и ногтей (в тот день обязательно будут большие беспорядки и много спешки), мы кладем их здесь вместе, чтобы они могли побыстрее вырасти (sе levanten); более того, если бы было возможно, то следовало бы плевать всегда в одно место».
.
       Ниже приводятся отрывки из первой книги истории государства Инков  Инки Гарсиласо де ла Вега:

  Глава VII
ОНИ ПОЗНАЛИ БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
.
      Инки-амауты считали, что человек состоит из тела и души и что души были бессмертным духом, а тело было сделано из земли, ибо они видели, как оно превращалось в нее, и называли они его халъпа-камаска, что означаетодухотворенная земля.
      И чтобы отличить от животных (brutos), они называли его руна, что значит человек понимающий, разумный, а животных вообще они называли лъама, что значит звери. Они дали им то, что они называют душой растительной и чувствительной, но не разумную душу, ибо они видели, что животные [только] растут и чувствуют.
.
      Они (Инки) верили, что после этой существует другая жизнь — со страданиями для плохих и покоем для хороших [людей].
.
      Они (Инки) делили вселенную на три мира: небо они называли Ханан Пача, что означает высокий мир, куда, говорили они, уходили хорошие [люди], награждаемые за свои добродетели;
 
 они называли Хурин Пача    мир зарождения и разложения, что означает низкий мир;
 они называли Уку Пача центр земли, что означает низший мир там внизу, в котором, говорили они, остаются плохие, а чтобы дать ему более крепкое имя, они называли его по-другому, а именно Супайпа Васин, что значит дом дьявола.
       .
    Таким образом, они делили эту самую жизнь на две части: все ее радости, удовольствия и покой они отдавали тем, кто был хорошим, а страдания и работу — тем, кто был плохим.
.
      Среди услад другой жизни они не упоминают телесные наслаждения, и другие пороки, а только спокойствие души, беззаботность и покой тела от телесных работ."
*******************************************************

О ПОСТЕ И ИСПОВЕДИ У ИНКОВ

 
      В Империи Тауантинсуйу существовал удивительный обычай регулярно исповедываться. Этот обычай поразил европейских миссионеров.
 
      Исповедывались все - от последнего крестьянина до самого Верховного Инки. И,  самое главное, по свидетельству католических миссионеров, исповедь не был формальным ритуалом. К ней подходили очень серьёзно. Индейцы свято верили, что, если не исповедывать грехи и не перестать их делать, то это приведет не только к несчастьям в собственной жизни, но и станет причиной бедствий всего государства.
  
Искривив свою дорогу,
Путь Вселенной искривляешь.(10)
Люди все  - одна община,
Мир земной - Великий Алью.(11)
Никаким кровопролитьем
Не добыть любви и счастья.
**********************************
(10) - согласно мировоззрению Инков, история Андского края подразделялась на отдельные эры ("возрасты"), заканчивавшиеся Вселенским катаклизмом (" переворотом земли и времен").
(11) алью - община
    .
       Подробно об отношении Инков  к раскаянию и внутреннему исправлению можно прочитать в инкской пьесе "Уткха-Павкар". (см. страницу "Инкская Драматургия" http://the-inkas.narod2.ru/o_religii_inkov/inkskaya_dramaturgiyaolyantai/inkskaya_dramaturgiyasurimanautkha-pavkar/)
 
          Существует два описания того, как происходила исповедь в государстве Инков.
           Европейские миссионеры писали о тайной исповеди, практиковавшейся   у Инков.
 
            "Католические миссионеры с большим удивлением обнаружили, что исповедь была обычной практикой в Перу, - пишет Луи Боден ( Louis Baudin. Daily Life in Peru Under the Last Incas).  - Те, кто исповедывал, назначались высшей иерархией после прохождения проверки полноты их знаний в религиозных вопросах. Приемная комиссия состояла из четырех амаутов ( мудрецов) и одного из десяти высокопоставленных сановников, которых испанцы сравнивали с епископами."
 
     Исповедывающий призывал к себе кающегося и говорил с ним. " Тайна исповеди всегда сохранялась, - пишет Л.Боден. Любое отступление от этого правила очень строго каралось.
 
     Индейцы не скрывали своих грехов. Так как они свято верили, что только исповедь поможет избежать наказания в загробной жизни и бедствий в нынешней.
 
     Грехом считалось почти то же, что и у христиан. Идолопоклонство было тоже серьёзным грехом у Инков. Государственная власть не признавала местночтимых божеств, они считались идолами. Была единая государственная религия, которая была, по свидетельствам некоторых авторитетных хронистов, близкой к монотеистической ( см. выше).
 
    Поэтому совершенно не правы те, кто приписывает человеческие жертвы, принесенные духам вулканов, - Инкам (см." Жертвоприношения Инков" ниже). Напротив, Инки запрещали и преследовали такие идолопоклоннические ритуалы различным  божествам, выходящим за рамки государственной единой религии.
 
    Жители Империи Инков исповедывались не только в греховных поступках, но и в греховных мыслях и желаниях.
 
     Существовала практика женщинам исповедывать грехи у  мамакон - девстенниц Солнца.
     " Когда кающийся перечислял свои грехи, исповедник серьёзно разговаривал с ним и накладывал наказание, соответствующее грехам", - пишет Л.Боден.
 
     После исповеди исповедник читал молитвы и в символическом виде выбрасывал грехи в ручей, чтобы этот скорбный груз был унесен прочь без возврата. В случае наложения наказания существовало строгое правило, по которому раскаяние не должно было  нанести ущерб и вред кающемуся.
 
      Поэтому, чтобы стать отшельником, было необходимо получить разрешение вышестоящего начальника. Отшельники жили в пустыне праведно и бедно. Верующие обращались к ним за советом.
 
      Такое описание исповеди у Инков можно найти в записях католических миссионеров.
 
      Однако Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что  у Инков была исповедь, но не тайная, а публичная:
 
         "  И много раз случалось так, что преступники, обвиняемые своим собственным сознанием, шли признаться правосудию в своих тайных грехах, ибо, помимо того, что они верили, что душа их будет подвергнута наказанию, они верили как в весьма достоверное в то, что из-за их дел и из-за их греха в государство придут беды...
 
          И из-за этих публичных признаний, как я понимаю, появилось у испанских историков желание утверждать, что индейцы Перу тайно исповедовались, как делаем мы, христиане, и что были у них избранные духовники, что порождено неправильными сообщениями индейцев, которые так говорят, чтобы угодить испанцам и снискать их расположение, отвечая на вопросы, которые они им задают, в соответствии с желанием того, кто их спрашивает, а не в соответствии с правдой.
  
     Это правда, что у индейцев не было тайных исповедей (я говорю об [индейцах] Перу и не касаюсь других народов, королевств или провинций, которых я не знаю), а были лишь публичные исповеди, как мы рассказали..."
  
  ПОСТ у ИНКОВ
 
   Инки  поcтились или и молились , когда приносили покаяние или в важные, судьбоносные моменты. Особенно это касалось верховных правителей. Так, испанские хронисты писали, что Сапа Инка Атауальпа постил, когда конкистадоры приехали, чтобы вызвать его в Кахамарку к Фр. Писарро.
.
.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ИНКОВ

  
      Вопрос о жертвоприношениях, к сожалению, стал предметом для спекуляций почти с самого начала вторжения в Империю Инков.  
  
      С одной стороны, некоторые испанские хронисты писали о якобы наличии человеческих жертв у инков. Но, как писал, к примеру, испанец Сьеса де Леон, европейские завоеватели Империи Инков сильно преувеличивали этот вопрос, пытаясь тем самым оправдать те жестокости и разрушения, которые они сами принесли некогда процветавшему государству инков.
 
      Однако один из самых компетентных и авторитетных хронистов XVI века Блас Валера отрицал существование человеческих жертвоприношений у Инков:
  
       «Отец Блас Валера, говоря о древности Перу и о жертвоприношениях, которые Инки приносили Солнцу, признавая в нем отца, говорит следующие слова, воспроизводимые дословно: «В честь Солнца его наследники совершали великие жертвоприношения, [закалывая] лам и других животных, но никогда не людей, как неправильно утверждали Поло и те, кто следовал ему»», - пишет Инка Гарсиласо де ла Вега в книге первой своих Комментариев (Истории Государства Инков).
 
       С другой стороны, у тех же испанских хронистов, особенно из миссионеров, мы можем прочитать о том, что индейцы возмущались и боялись европейских завоевателей, так как те, по их мнению, не считали местное население за людей.
.
      Приводились страшные упоминания о том, что якобы некоторые из европейских завоевателей были настолько жестоки, что убивали индейцев, чтобы использовать их  тела в утилитарных целях, в частности для приготовления медицинских снадобий. Сам хронист, писавший об этом, не верил в такой ужас и считал это суеверными выдумками самих индейцев.
 
     Однако сохранились и другие свидетельства.
     Дэвид Стэннард приводит цитату из письма одного  испанца, переселившегося в Новый Свет:
 
     "Когда я вернулся из Картахены, я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми..."(David Stannard. American Holocaust:The Conquest of the New World. Oxford University Press,1993)
 
        На этой печально знаменитой старинной гравюре XVI века изображен испанец, который кормит своих собак индейскими детьми.
 
        В.Черчилл и А.Баумгартен пишут о  чудовищном отношении завоевателей к коренному населению Империи Тауантинсуйу. (Антон Баумгартен "Американский геноцид. Часть 1.Эпоха Колумба: 1492 год"; Ward Churchill. A little Matter of Genocide.(...in the Americas 1492 to the Present. San Fransisco: City Lights, 1997).
 
        Авторы пишут, что переселенцы из Европы не только устанавливали законы, по которым карали индейцев смертью, но и зачастую просто спорили, кто сможет разрубить индейца одним ударом сверху донизу. За одного убитого испанца убивали 100 индейцев.

       Вернемся к религии Инков. Если религии майя и ацтеков отличалась мрачностью и кровавыми жертвоприношениями, то мировоззрение инков в корне отличалось. От своего имени Инка Гарсиласо де ла Вега приводит следующие свидетельства:  

"Я являюсь свидетелем, который много раз слышал, как мой отец и его современники( испанские конкистадоры) сравнивали два государства — Мексику и Перу, разговаривая, в частности, о человеческих жертвоприношениях и поедании человеческого мяса, и как они  хвалили Инков из Перу за то, что у них не было и они не допускали человеческих жертвоприношений, и в то же время они  осыпали проклятьями индейцев Мехико (за подобные жертвоприношения)".
   
 
        Блас Валера и вслед за ним Инка Гарсиласо де ла Вега подчеркивают, что Инки запрещали приносить человеческие жертвы и несли более гуманную религию:
 
       "У них (народов, присоединенных Инками)  были идолы ужасающего вида, которому они приносили очень варварские жертвы. Инка Манко Капак запретил эти жертвоприношения, и отнял идола, и приказал им, как всем своим вассалам, поклоняться Солнцу," - пишет Инка Гарсиласо де ла Вега.
 
      Однако, несмотря на запрет Инков,  по свидетельству Инки Гарсиласо де ла Вега , некоторые присоединенные народы продолжали приносить тайные человеческие жертвы. Об этом говорят находки в Аргентине в 1999 году и на юге Перу в 1995 году - предположительно это были человеческие жертвы, принесенные духам вулканов, которые поспешили назвать "инкскими" жертвами. 
 
      Высокий вулкан Льюльяйльяко находится в Аргентине, точнее на границе Аргентины и Чили, второй вулакн Ампато на 500 м ниже находится севернее в южной части Перу. Эти вулканы находились на довольно большом удалении от центра инкской цивилизации и столицы Инков - Куско - главного государственного религиозного центра.
 
      Во-вторых, у инков не было официального государственного ритуала поклонения вулканам, рекам, ручьям и т.п. У них был и ритуалы, посвященные отцу Солнцу. Но сохранились   местные культы у присоединенных племен, которые обожествляли отдельные предметы в природе.
.
      Инки считали идолопоклонство, то есть поклонение иным божествам и в иных местах,  кроме государственных храмов Солнца, - грехом, который навлекает беды на страну,  и запрещали его. Об этом пишет Л.Боден.
.
      К тому же,  возле  замерзших мумий были найдены керамические сосуды, а не золотые.  Если бы приносилась жертва государственного масштаба, то использовались только золотые ли , в крайнем случае, серебрянные сосуды. Инки в религиозных ритуалах использовали только золото - металл Солнца. Об этом писал Сьеса де Леон.
Следовательно, жертву принесла какая-то местная народность, не очень богатая.
.
      О подобных "открытиях" человеческих жертв , принесенных якобы инками , писал еще Инка Гарсиласо де ла Вега.  Жаль, что его невнимательно прочитали.
 
     Еще 400 лет назад Инка Гарсиласо де ла Вега возмущался, когда жертвы, приносимые тайно некоторыми народами в присоединенных провинциях вопреки запрету Инков, испанские историки приписывали Инкам! 
    
.
     "А если некоторые историки так написали, то случилось это потому, что осведомители ввели их в заблуждение, поскольку они не указали на различие во времени и в провинциях, где и когда совершались подобные приношения в жертву мужчин, женщин и детей. 
 .
  
     Например, когда один историк пишет, рассказывая об Инках, что они приносили в жертву людей; он называет две провинции, где, [как] он говорит, совершались подобные человеческие жертвоприношения:
одна из них находится немногим менее чем в ста лигах от Коско ,
 а другая — ... более чем в четырехстах к северу, из чего можно ясно констатировать, что этот историк не делал различия во времени и по месту, не раз приписывал Инкам многие вещи, которые они сами запретили тем, кого силой включили в свою Империю, ибо все это имело место в тот первоначальный период времени до королей инков."
  
Книга 2 Глава VIII
ПРЕДМЕТЫ, ПРИНОСИВШИЕСЯ В ЖЕРТВУ СОЛНЦУ (Инка Гарсиласо де ла Вега)
      Инки воздвигали храмы и совершали ритуалы только Солнцу, а не вулканам, горам, камням, ручьями т.п. При этом во время государственных религиозных обрядов приносились в жертву ламы и другие сельскохозяйственные жертвы:
 
       "Многие и разнообразные предметы приносились Инками в жертву Солнцу, как-то: крупные и мелкие домашние животные. Главным и наиболее ценным было жертвоприношение ягнят [лам], а затем лам (сагnего), затем бесплодных ламиц (machorras).
 
       В жертву приносили домашних кроликов и всех птиц, которые шли только на еду и на сало, и все зерновые и овощи, вплоть до травы кука, и самую изысканную одежду, сжигая все это на месте восхваления Солнца и преподнося это в знак благодарности за то, что оно создало все это для поддержания людей."
 
         "Возвращаясь к жертвоприношениям, мы говорим, что Инки не имели и не разрешали приносить в жертву взрослых и детей, пусть даже речь шла о болезни их королей (как об этом говорит другой историк), ибо они не считали, что они болеют, как обычные люди: [болезни] считались посланными, как говорили они, от их отца Солнца, чтобы позвать его детей, чтобы они отправились бы отдохнуть с ним на небо;
вот какими были обычно слова, которые говорили те короли Инки, когда они соблаговоляли умирать: «Мой отец зовет меня, чтобы я отправился отдохнуть с ним».
****************************************************** 
      Нередко человеческие жертвы, приносившиеся в Ичмийском храме города Пачакамак в долине реки Лурин в 40 км от Лимы приписывают совершенно неверно Инкам.
 
       Город Пачакамак сначала относился к древней культуре Лима, позже это было государство Уари, затем Ичма. Провинция Ичма была присоединена к Империи Инков довольно поздно, незадолго до вторжения испанцев. К этому времени это была довольно высокоразвитая культура со своим религиозным культом.
 
       Особенно почитался идол в центральном храме, который сверхъестественным образом прорекал будущее. Об этом  писали испанские хронисты и Инка Гарсиласо де ла Вега.
 
        Испанский хронист Сьеса де Леон писал:
    "...можно будет сравнить с тем, что читаем о жреце Аполлона, когда язычники ожидали своих пустых ответов. И говорят также, что перед фигурой этого дьявола приносили в жертву множество животных и человеческую кровь лиц, которых убивали и что, на их праздниках, считавшихся у них наиболее торжественными, он давал ответ. А услышав их, они верили им, и считали очень правдивыми."
 
      Ичмийцы очень почитали этого  идола, в его честь устраивались большие народные праздники, множество жрецов совершали ритуалы, в том числе в особых случаях приносились человеческие жертвы, что подтверждается археологическими находками.
 
      Ичмийский храм занимал большую площадь и был построен из необожженного кирпича и глины, в отличие от инкских храмов, строившихся по другой, более совершенной  технологии из хорошо обтесанных и плотно пригнанных камней.
 
       Причем этот культ, подкрепленный сверхъестественными явлениями,  был настолько силен в Ичме, что Инки, придя сюда и построя на центральной площади города Пачакамак храм Солнцу - главный храм , не стали запрещать традиционный ичмийский культ с их идолом и не тронули местных жрецов. 
      Так как в противном случае было бы спровоцировано сильнейшее сопротивление ичмийцев. Но ичмийские жрецы оставались отдельной группой, не входившей в государственную жреческую инксую иерархию
 
       Таким образом, жертвы, приносившиеся идолу в  храме  города Пачакамак - это была часть ичмийского культа, не инкского.
 
       В хрониках, написанных в более поздний период при вице-короле Перу Франсиско де Толедо и позже было много искажений. Когда описывались праздники Инков, некоторые неверно писали,  что во время праздника  капакоча  якобы приносились человеческие жертвы. Это совершенно неверно.
 
      Праздник капакоча совершался раз в год или реже. Приносились мумии прежних почитаемых за добродетели правителей, собиралось множество народа, жрецов, присутствовали все родственники Верховного Инки. Пелись гимны, приносились животные в жертву, задавались вопросы о будущем урожае, о жизни Инки и прочее. А потом устраивался всенародный праздник за счет двора  Сапа Инки с застольем и музыкой.
 
       Мы имеем ...   Продолжение => http://the-inkas.narod2.ru/index/0-4 -->
Создать бесплатный сайт с uCoz