…=> 
        ИНКСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ  (продолжение)


     ...В 1923 г.американский историк Лесли Леланд Локк в своей книге «The ancient quipu» сумел доказать, что узелковые сплетения инков — кипу — действительно письменность.

      Историки Эдвард Хаймс и Джордж Ордиш полагают, что кипу являлось инструментом записи, подобного музыкальной нотной системе обозначений, в которой ноты на странице представляют основную информацию так , чтобы исполнитель мог бы претворить в жизнь записанные составляющие.
 
      Наиболее древнее прото-кипу, состоящее из 12 свисающих нитей с узелками было обнаружено при раскопках одной герметично закрытой камеры в крупной пирамиде в Карале (долина Супе) археологом Р. Солис и датируется по стратиграфическому слою приблизительно 3000 до нашей эры. До этого самые древние найденные кипу датировались VIII - X вв. нашей эры.
 
      В Империи Инков искусству записи и счёта придавалось большое значение и считалось благородным занятием. Ему обучали детей в школах, сложным формам письма и счета — в высшем училище, подобии университета, в Куско. Так же преподавались музыка, поэзия, искусство танца. Обучались и девушки, что было очень прогрессивным явлениме даже по сравнению со Старым Светом. Преподавание для девушек осуществлялось при обителях Девственниц Солнца, которые являлись также хранительницами знаний.
 
       Известно, что были игрушечные кипу для обучения детей в школах, основанных в еще незапамятные времена. Обучение чтению и составлению кипу детей длилось не менее четырех лет.
 
      По свидетельству очевидца завоевания Тауантисуйу  М. Де Муруа индейцы использовали кипу «вместо пера и бумаги». Хронист отец Хосе Акоста писал, что вся Империя управлялась посредством кипу. Были специальные люди — кипукамайоки - которые в совершенстве владели системой узелкового письма, вели статистику и хранили информацию. В Тауантинсуйу были учреждены даже архивы, где хранились копии всех кипу, составлявшихся в Империи.
 
      Кипу могли передавать не только статистическую информацию. В зависимости от обозначений на подвесках они разделялись на сельскохозяйственные, географические, исторические, астрономические и т.д.  То есть одно и то же сочетание узлов могло обозначать либо растения, либо минералы, либо правителя, либо сражение — победу или поражение и т.д. - в зависимости от тематики кипу. Исчислялось количество предметов, года правления и многое другое. Разные общепринятые цвета нитей также вносили дополнительные значения. Кипу могли записывать фонограммы, необходимые для обозначения имен, географических названий и т.д. Так, третий по счету узел , привязанный к подвеске, обозначающей «Пачакамак», означает слог «ка».
 
      Но очень важно, что кипу могли передавть нарративную информацию. Многие испанские хронисты свидетельствуют, что кипу хранили информацию о правлениях инкских императоров и исторических событиях, передавали содержание законов, преданий, философские понятия и многое другое.
 
      В своем письме от 1 марта 1572 года, направленном в Совет Индий, Франсиско де Толедо рассказывает, как индейцы по его приказу читали при нем то, что было записано в виде абстрактных знаков на тканных полотнах — инкских письменных  знаков - о времени правления императоров, их деяниях, сказание о Виракоче и т.д.
 
     Информация записывалась не только на кипу. С системой кипу были связаны геометрические знаки на токапу — парадных одеяниях инков, а также на ритуальных сосудах керо. Эти знаки повторялись на картушах кипу. Установлено, что была единая система значения цветов. При первом взгляде на инкские записи, состоящие из этих идеограмм, вспоминается иероглифическая система древних египтян, но символы инков более абстрактны и более сложны. Знаки древних египтян представляли собой примитивные маленькие картинки — изображение ног означало «идти», глаза - «видеть» и т.п. Их дешифровка была не так уж сложна. Система знаков инков носила более отвлеченный характер.
 
Токапу
 
      Несмотря на большие утраты в памятниках культурного наследия инков, исследователи приходят к сенсационным выводам в последнее время.
 
       «Инки имели письменность!» - этот тезис был выдвинут авторитетным ученым Викторией де ла Хара на первом съезде специалистов по андской антропологии, который проходил в Лиме в январе 1972 г. в Музее археологии Университета Сан-Маркос.

      Перуанская исследовательница выступила там с докладом о результатах ее десятилетней работы с надписями на 220 сосудах керо - "открытой двери в мир инкской письменности". Она доказала, что идеограммы на керо являются ни чем иным, как изображениями отдельных фрагментов инкской истории. Знаки, запечатленные на досках Пукин-Канча, В. де ла Хара интерпретировала как письменные знаки, соответствующие словам: Куско, Пача, Сапа Инка, Инти, Камак Капак, Виракоча и  т.д.
 
      Ее изыскания идут еще дальше. Связав знак с цифрой, перуанская исследовательница выдвинула предположение, что кипу, точнее говоря, различные цвета кипу помимо цифр выражали также грамматические категории!
 
      Если обратиться к знакам керо и токапу, то при внимательном взгляде на них, становится очевидным, что это стройная система повторяющихся обозначений с ясной логикой. Исследователи говорят об особом пути развития письменности у инков, также как и математики, связанным с ассоциативностью мышления, так свойственной народам Анд и индейским народам вообще.
 
     Приведем конкретный пример. Отец Хосе де Акоста, весьма уважаемый Инкой Гарсиласо де ла Вега, рассказывает, как он был свидетелем удивительной системы записи молитв у индейцев, жителей Тауантинсуйу. Он рассказывал, как «немощные старики» при чтении молитв , причем разнообразных молитв, раскладывали камушки в виде « колес» ( точнее он не мог описать, так как не понимал систему). Пока они читали молитву по памяти, то подглядывали на выложенные камушками знаки и согласно записанному исправляли свою ошибку, как если бы они подглядывали в текст молитвослова.
 
     Действительно, исследователи отмечают, что инкская письменность по своей логике была особенной, она напоминает и была связана с математикой инков, которая в корне отличалась от традиционной математики Старого Света. Испанцев поражала та скорость и легкость, с которой индейцы производили сложные вычисления в уме и не ошибались. Для этого испанцам потребовались бы перо и бумага и гораздо больше времени. Иногда математику инков называют «нелинейной».
 
МАТЕМАТИКА ИНКОВ
      У инков была десятеричная система исчисления. Цифры от 1 до 9 обозначались узелками определенного вида, ноль — пропуском узелка в нужной позиции. В современном кечуа ноль обозначается словом ch'usaq ( букв. «отсутствующий», «пустой»).
 
Юпана - счётное устройство Инков.
 
     Юпана — счетное устройство, использовавшееся для вычислений. Были даже трехмерные юпаны для сложных геодезических измерений и вычислений. Для вычислений использовались зерна, которые клались в ячейки. При этом использовалась особая система счисления, чтобы минимизировать количество используемых зерен. Предполагается, что система вычислений у Инков была аналогична фибоначчиевой  системе счисления , названной по имени средневекового итальянского математика Фибоначчи.
 
       Оригинальная система счисления на основе чисел Фибоначчи  восходит к индо-арабской традиции, в отличие от общепринятой в Европе римской. Причем система Фибоначчи помогает математически выразить гармонию устройства природы и вселенной. Она связана с понятием «золотого сечения» - пропорции гармонии, лежащей в основе гармонии мироздания
 
       Сумма двух соседних чисел последовательности дает значение следующего за ними (например, 1+1=2; 2+3=5, 3+5=8 и т.д.), что подтверждает существование так называемых коэффициентов Фибоначчи, т.е. постоянных соотношений. Ряд чисел Фибоначчи выглядит так: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т.д.
 
     Согласно легенде, Фибоначчи вывел свой ряд, наблюдая за совершенством пропорций великой египетской пирамиды в Гизе. Это совершенство объяснялось просто - пирамида была построена по "золотому сечению". "Золотым сечением" является разделение отрезка АС на две неравные части АВ и ВС таким образом, что отношения АС:АВ и АВ:ВС равны приблизительно 1.618 (это число обозначается в честь древнегреческого скульптора Фидия греческой буквой φ ). Совершенство формы морской раковины, живых существ и тому подобного обязано этой удивительной пропорции. В ряде чисел Фибоначчи отношение последующего числа к предыдущему всегда приблизительно равно 1.618. Чем числа больше, тем соотношение точнее.
 
     Ряд чисел Фибоначчи используют широко: с его помощью представляют архитектонику и живых существ, и рукотворных сооружений, и строение Галактик. Конечно, такая математика - явление философского порядка и обращается прежде всего к абстрактному мышлению.
 
     Будет интересен ещё один факт, характеризующий особенности мировосприятия, свойственное индейским народам. У инков время совмещалось с пространством и обозначалось одним словом. Движение времени проецировалось на перемещение в географическом пространстве и воспринималось отвлеченно.
 
      Возвращаясь к различным способам передачи информации, следует упомянуть свидетельства, в которых рассказывается, что инки также записывали тексты на деревянных посохах в виде прямых и изогнутых линий. Обычно это делалось, когда нужно было что-то срочно передать. Сапа Инка Уайна Капак , чувствуя приближение смерти, записал свое завещание на таком посохе в виде разных разноцветных линий — возможно, это была своего рода скоропись?
 
      На таких расчерченных посохах, согласно хронисту Бартоломео де Лас Касас, посыльные — часки  -  передавали приказы. Кабельо Бальбоа сообщал о том, что Уайна Капак, будучи при смерти, приказал записать на таком посохе своё завещание «нарисовав на нём разноцветные линии, по которым были бы известны его последние распоряжения; и он тотчас же доверил его кипукамайоку, или секретарю…», после смерти Сапа Инки его душеприказчики и кипукамайоки собрались и всё внимательно изучили по посоху и по составленному ранее кипу.
 
      Много новой информации содержат недавно обнародованные документы Миччинелли. Так, в этот документ входит «Послание невиновного изгнанника Бласа Валера своему народу Тауантинсуйу». Как уже отмечалось, в нем Блас Валера заявляет, что у инков была полноценная письменность и что этот факт намеренно отрицается колониальными властями. Он называет общее число тиксисими — отдельные смысловые знаки токапу — 200. У Инков 200 - это Париакака, священное число 5,  умноженое на себя и на 8, символ uru — паука-ткача, ткущего паутину — речь.
 
     Блас Валера дает ключ - 65 знаков, которые , по его словам, ему передал один вильякуму (инкский священник). Остальные ему неведомы. Но современные исследователи считают, что, вероятно, некоторые знаки придуманы самим Бласом Валера. Возможно, так он хотел возродить традиционную письменность инков, безвозвратно утраченную из-за разрушительной деятельности конкистадоров. Но то, что знаки токапу были письменами, подтверждается последними исследованиями специалистов, в частности, уже упоминаемой перуанской ученой Виктории де ла Хара.
.
     Иногда предполагается, что кипу было письмом для всех, а письмо при помощи знаков тиксисими было тайнописью, и этим объясняют  распространение этих знаков среди высших слоев населения. Но более логичным кажется другое объяснение. Узелковое письмо легче в обучении и, главное, в употреблении, и поэтому было широко доступно. Знаки тиксисими сложны в написании, требовали большего умения и специальных материалов, поэтому и были распространены среди знати — более образованных слоев населения - и употреблялись для повествования о самых важных и высоких предметах.
 
     Об общеупотребительности кипу свидетельствует иезуит Пабло Хосе де Арриага, главный инициатор и виновник тотального уничтожения кипу инков. Он отмечал, что индейцы имели привычку исповедываться, читая свои кипу, и находил этот способ очень удобным.
 
     Другой испанский миссионер, апологет вице-короля Перу Франциско де Толедо, стремившегося любыми способами искоренить авторитет правителей Инков, был вынужден признать:
 
      «Тем не менее, у них очень прелестный способ считать с помощью шерстяных веревок и узлов, шерсть же различных цветов. Они называют их кипу, они могут понимать так много по ним значений, что они могут давать отчет обо всех событиях, которые случились в их земле более 5оо лет. У них имеются знатоки-индейцы, являвшиеся мастерами в искусстве читать кипу, и знание передавалось по наследству из поколения в поколение, да так ,что наименьшая вещь не терялась». (Кристобаль де Молина. Доклад о Сказаниях и Обрядах Инков, 1575)
 
КАЛЕНДАРЬ ИНКОВ
     Знание астрономии у инков тоже было на высоком уровне. Они уделяли много внимания изучению движения небесных светил. Но, к сожалению, пока невозможно составить полной картины постижения инками тайн Вселенной из-за уничтожения многих свидетельств.  Известно, что календарный год инков состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом и назывался уата или вата (кечуа - wata).  Год состоял из 360 дней плюс дополнительные.
 
Солнечный календарь Инков - Интиуатана. Мачу-Пикчу(также обсерватория и, предположительно, место для молитв)
   
     Инки имели високосные года. Хотя не все испанские хронисты об этом знали.О наличии високосного года у инков пишет Хосе де Акоста . Согласно словарю кечуа Диего Гонсалеса Ольгина целый год назывался — Вата онтта. Полугодие — чаупиватта или чектавата.
 
Високосный год назывался — алькаканкис (Allcacanquis) или укис (Huquiz).
                                                   Ольга Липовская
 
ИНКСКИЕ ЗНАТНЫЕ ЖЕНЩИНЫ С НАКИДКАМИ ТОКАПУ
.


 OCHOВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ********************************

 
Создать бесплатный сайт с uCoz