Последний Сапа Инка - Тупак Амару
(1545-24сентября1572гг.)

ТУПАК АМАРУ - ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР

 

      "Ccollanan Pachacamac ricuy auccacunac yahuarniy hichascancuta,"-
Tupac Amaru (кечуа)
***************************************************************************

  "Господь Создатель, призри, как враги проливают мою кровь ", -

последние слова Сапа Инки Тупак Амару

Автор статьи - Ольга Липовская, Москва 2010г. 

     Имя молодого Тупак Амару, прекрасного внешне и достойного по своим душевным качествам, как о том гласят исторические свидетельства, стало легендой после его беззаконной казни
 
     " ...Когда последнего Императора Тупак Амару везли к месту казни, город охватило волнение. Увидев молодого ( ему было 27 лет),  прекрасного Императора, народ - индейцы и испанцы - прониклись к нему любовью и хотели, чтобы Франсиско де Толедо (назначенный испанский  вице-король Перу в то время) сжалился над ним. Но Фр. де Толедо заперся в своем кабинете и никого не принимал. Из-за запертой двери кабинета им отвечало гулкое молчание...
 
     После совершения казни на центральной площади Куско на пике водрузили голову последнего Императора Инков на всеобщее обозрение, чтобы показать - это конец." [1] 
 
Памятник Тупак Амару на месте его казни - на центральной площади в Куско.
.
 
.
       ФРАНСИСКО ДЕ ТОЛЕДО.
 
 
 
 
     Говоря об истории государства Инков, нельзя не упомянуть зловещую фигуру этого человека, сыгравшего немалую роль в окончательном разрушении Империи Инков.  Франсиско де Толедо (1515 — 1584), член военно-религиозного Ордена Алькантара, был вице-королем Перу в 1569-1581 гг. Будучи человеком жестоким, хладнокровным и безжалостным , он своими злодеяниями и злоупотреблениями казной привел в содрогание даже самого испанского короля Филиппа II, который высказал свое осуждение Франциско де Толедо. В результате своей деятельности Франциско де Толедо был арестован и заключен в тюрьму в Испании, где умер от удара в 1584г.
 
     К началу правления Франсиско де Толедо Перу уже было в плачевном состоянии. Коренное население катастрофически уменьшалось. Напомним, в 1533г. был убит испанцами Сапа Инка Атауальпа и империя фактически осталась без правителя.
 
     Будучи человеком очень расчетливым, вскоре после своего назначения вице-королем Франсиско Де Толедо предпринял небывалое для того времени путешествие по Перу. Он проехал за 5,5 лет 8 000 км. Франсиско Де Толедо собирал сведения о землях, истории, культуре и переписал население .
 
     После этого он все систематизировал. И не осталось ни одного индейца не обложенного данью и повинностями. Он был первый, кто создал резервации для индейцев. Он сделал так, чтобы все были под контролем. Франсиско де Толедо наладил добычу и вывоз ценных металлов из шахт.
 
     В 1570г. Франсиско де Толедо учредил Инквизицию в Перу, замучившую огромное количество ни в чем неповинного местного населения. «Гайки» были закручены.
 
      Но для нас самым важным является то, что именно этот человек руководил составлением хроник государства Инков. Им были назначены Педро Сармьенто де Гамбоа и Хуан де Бетансос для этой цели. В хрониках Педро Сармьенто де Гамбоа и Хуана де Бетансоса Инки описываются как кровожадные дикари, приносившие в жертву всё и всех подряд, особенно детей. Почитав их, любой должен был с облегчением вздохнуть, что, наконец-то, справедливость восторжествовала и государство кровожадных дикарей стерто с лиц земли. Кстати, де Гамбоа и Бетансос принимали активное участие в уничтожении государства Инков и казни последнего Императора Тупака Амару.
 
     Хуан Оссьо ( Juan Ossio), профессор антропологии Католического университета Лимы, говорит о том, что Франциско де Толедо, главный руководитель составления хроник истории Инков, стремился заклеймить Инков тиранами, чтобы показать, что они не имели права на власть в государстве, а завоевание испанцев представить, как освободительный процесс.
 
      Но тут мы должны упомянуть еще очень важный факт. В поездках Франсиско де Толедо сопровождал один юрист и чиновник, по имени Поло де Ондегардо. В книге рассказывается, что преводчик испанец, который сопровождал Ф. де Толедо , возмущался тем, что Ф. де Толедо заставлял его искажать то, что ему отвечали индейцы. Вскоре это переводчик был найден убитым.[2]
  
       Ф. Де Толедо и его помощники написали большое количество сочинений о Перу. Все это было издано в XIX в. под названием INFORMACIONES DE DON FRANSISCO DE TOLEDO. VIREY DEL PERU. [3] Правление Инков там предствалялось в соответствующем свете. По иронии судьбы Педро Сармьенто де Гамбоа был сам осужден Инквизицией и умер в тюрьме Инквизиции.
 
      Но самое главное, чем прославился Франциско де Толедо, — это казнь последнего Императора Инков Тупака Амару.
.
  
ТУПАК АМАРУ
  
 
 
  
 
   Ту́пак Ама́ру (1545-24сентября 1572) (кечуа Thupaq Amaru, исп. Túpac Amaru, ), последний правитель Инка. Сын Титу Куси Юпанки (также известного как Манко Капак II).
 
     Грэхэм Таунсли так характеризуют Тупака Амару: «.. Тупак Амару был глубоко верующим человеком, далеким от политической борьбы, он был кроток нравом и прекрасен внешне. Он был молод, когда взошел на престол... » (Ему тогда было 26 лет). Такого же мнения придерживается и Сара Кастро-Кларен, профессор латиноамериканского университета Джона Хопкинса .[4]
 
 
    После того, как его брат, Сапа Инка (Титу Куси),был отравлен и неожиданно умер в 1571, Тупак Амару стал правителем Империи Инков. Подозрение пало на испанских священников, которых Титу Куси принимал в Вилькабамбе. Их обвинили в том, что они отравили его. Священники были арестованы и казнены.
 
 
     Используя это,  как повод к войне,  новый вице-король Франциско де Толедо решил атаковать Инков и захватить Вилькабамбу. Он начал войну 14 апреля, 1572 года. В течение двух недель небольшая группа испанских солдат захватила ключевой мост на границе, и это стало началом вторжения.
 
     1 июня начались первые боевые действия в долине Вилькабамба. Несмотря на то, что Инки были гораздо хуже вооружены, они были настроены на победу. Инки атаковали первыми. Раз за разом они пытались снять осаду испанцев и их союзников, но были вынуждены отступить. 23 июня форт Гайана Пукара загорелся в результате артиллерийского обстрела. Армия Инков вынуждена была оставить последний город и отступить в джунгли. 24 июня испанцы вошли в Вилькабамбу, но обнаружили ее опустошенной. Сапа Инка исчез. Город был полностью разрушен, а Империя Инков официально перестала существовать.
 
 
     За день до этого Тупак Амару с сотней воинов ушёл на запад в джунгли. Его группа, состоящая из военачальников и членов семьи, разделилась на более мелкие с целью избежать захвата.
 
    Три группы испанских солдат преследовали их. Одна из групп захватила сына и жену Титу Куси. Вторая группа вернулась с военнопленными, а также захватила золото, серебро, драгоценные камни. Третья группа взяла в плен двух братьев Тупака Амару, других членов императорской семьи и нескольких военачальников. Сапа Инка и его главнокомандующий оставались на свободе.
 
    В Момори испанцы обнаружили, что Тупак Амару ушёл дальше. Тупак Амару задержался в их краях из-за родов жены. Пройдя 50 миль, преследователи увидели огонь костра. Они обнаружили Сапа Инка Тупака Амару и его жену у этого костра. Испанцы гарантировали безопасность Тупаку Амару и его жене. Тупак Амару был арестован.
 
    Пленники были проведены к руинам Вилкабамба, а оттуда были доставлены в Куско вместе с остальными захваченными индейцами 21 сентября. Победители захватили также мумифицированные тела Манко Капака и Титу Куси, а также другие реликвии, в том числе остатки сердец умерших Сапа Инка. Впоследствии они были уничтожены. Секретарь экспедиции Сармьенто де Гамбоа и переводчик и солдат Хуан де Бетансос, авторы небезызвестных уже нам хроник, между которыми были дружественные отношения, активно участвовали в этих событиях.
 
 
КАЗНЬ ТУПАК АМАРУ
 
 
Тупак Амару, пленник испанцев, закованный в цепи.
 
 
     Несправедливая казнь Сапа Инки Тупака Амару в 1572 — лежит большим пятном на биографии Франциско де Толедо.
 
.     24 сентября 1572 г.всех полководцев Сапа Инки повесили на площади Куско, а Инка был обезглавлен. Тела тех, кто умер от пыток, тоже были повешены. Секретарь экспедиции Сармьенто де Гамбоа и переводчик и солдат Хуан де Бетансос, авторы известных испанских хроник, между которыми были дружественные отношения, присутствовали при этой казни . «Единственное, что те несчастные индейцы сделали, это защищали свою жизнь,свободу, свою землю и обычаи.»[5]
 
     Есть рассказы очевидца, утверждающего, что «много духовных лиц, убежденных в невиновности Тупака Амару, стоя на коленях. умоляли вице-короля Ф. Де Толедо, чтобы его отправили в Испанию для судебного разбирательств, но не для казни». [6]Ф. Де Толедо обвинил Тупака Амару в казни испанских послов за отравление сапа Инки Титу Куси. На самом деле Тупак Амару был вообще не связан с этим событием, находясь в другом месте и будучи в то время наследником. Это было очевидно даже испанскому духовенству. К тому же, Инка Титу Куси был действительно отравлен, и испанские послы, бывшие при дворе Инки с миссионерской целью, вели себя подозрительно.
 
    Очевидцы сообщают, что видели в день казни последнего Императора Инков верхом на муле с руками, связанными за спиной и петлей на шее. Собралась большая толпа и Сапа Инка охраняли сотни человек, вооруженных копьями. Перед главным собором на центральной площади Куско был установлен драпированный чёрной материей эшафот. Источники называют от 10,000 до 15,000 человек, присутствовавших на казни.
 
     Тупак Амару взошёл на эшафот, сопровождаемый епископом Куско. Очевидцы сообщали: «множество индейцев, которые заполнили площадь, наблюдали это скорбное зрелище [и знали, что] их правитель и Инка должен умереть, они взывали к небесам, все заглушали их крики и плачи.» (Murúa, 271) [7]
 
     По сообщениям Балтазара де Окампа и монаха-доминиканца из Куско Габриэля де Овьедо, которые оба были очевидцами , Сапа Инка поднял руки, чтобы толпа замолчала и его последними словами были:
«Ccollanan Pachacamac ricuy auccacunac yahuarniy hichascancuta.»
«Господь Создатель (Ccollanan Pachacamac), призри, как враги проливают мою кровь.»
 
     Король Филипп II осудил эту казнь. Он отказался видеть Ф. де Толедо, передав ему следующие слова: «Я послал вас служить королю,а вы убили короля!» За многочисленные преступления Ф. Де Толедо был вызван в Испанию,осужден и вскоре умер в тюрьме от удара.
 
  ПОСЛЕДСТВИЯ
 
          В Куско в 1589, Дон Манцио Серра де Легуисамо — последний оставшихся в живых из первых завоевателей Перу — писал о правителях инков следующее:
 
 
    "Мы обнаружили эти государства в очень хорошем состоянии, и упомянутые Инка управляли ими так мудро, что среди них не было ни воров, ни порочных мужчин, ни неверных жен, ни распутных женщин, ни безнравственных людей. У мужчин были честные и полезные профессии. Земли, леса, шахты, пастбища, дома и все продукты труда были распределены таким образом, что каждый знал свою собственность, и ни один человек не претендовал на нее и не пытался захватить ее, местные законы не поощряли это… причина, которая обязывает меня об этом писать - очищение моей совести, поскольку я чувствую себя виновным. Мы уничтожили все это своим плохим примером, народ который имел такое правительство и был счастливой нацией. Они не знали преступлений или казней, как мужчины так и женщины, индеец, имеющий на 100,000 песо золота или серебра в своем доме, мог оставить его открытым, оставив маленькую палочку напротив двери, которая говорила о том, что он был хозяином этого имущества. Если он сделал это, по их традиции, никто ничего не мог взять там. Когда они увидели, что мы вешаем на двери замки и закрываем их на ключ, они решили, что мы боимся, что они могут убить нас, но они не верили, что кто-нибудь может украсть имущество другого. Когда они обнаружили воров среди нас, и людей, которые пытались соблазнить их дочерей, они стали презирать нас."[8]
 
     Ценным дополнением к рассказу о последнм Императоре Инков будет материал Грэхэма Таунсли, на основе которого был снят научно-популярный фильм студией Джей-Даблью-Эм Продакшис в США в 2000г. "Treasures seekers: lost cities of the Inca". В первой части рассказывается об американце Хайре Бингеме, который, искав сокровища последнего оплота Империи Инков Вилкабамбы, открыл случайно в 1911 году Мачу Пикчу. Во второй части рассказывается о деятельности вице-короля Перу Франсиско де Толедо и его расправе над императором Тупак Амару.
    В приведенном ниже фрагменте фильма ( на англ.) диктор, в частности, рассказывает:
 
     "...Он (Тупак Амару) был символом. Тупак Амару был невиновен, но это его не спасло. В Вилкабамбу были напрвлены испанские войска....
 
     .... Когда последнего Императора Тупак Амару везли к месту казни, город охватило волнение. Увидев молодого ( ему было 27 лет), прекрасного императора, народ - индейцы и испанцы - прониклись к нему любовью и хотели, чтобы Ф. де Толедо сжалился над нм. Но Ф. де Толедо заперся в своем кабинете и никого не принимал. Из-за запертой двери кабинета им отвечало гулкое молчание...
 
     После совершения казни на центральной площади Куско на пике водрузили голову последнего Императора Инков на всеобщее обозрение, чтобы показать - это конец.
 
     Верноподданные Императора Инков устроили Всенощное Бдение, и тут же начали распространяться истории о том, как с каждой минутой голова Тупак Амару становилась все красивее. Спустя столетие ее красота лишь умножилась. Тупак Амару стал почитаться как невинный мученик, стал символом сопротивления пришлой агрессии. Все последующие освободительные движения проходили под его именем...
 
    После этой казни звезда Франсиско де Толедо закатилась. Он прославился в истории как убийца последнего Императора Инков... Король Испании осудил Фр. де Толедо:
 
    "Я послал Вас служить королю, а Вы убили короля!"
 
     Индейцы же стали эксплуатироваться , как никогда раньше."

              http://www.youtube.com/watch?v=B-Yu7GVOC4Y - фрагмент фильма о ТУПАК АМАРУ

 

******************************************                   http://www.youtube.com/watch?v=B-Yu7GVOC4Y   Фрагмент фильма о Тупак Амару 

(Ученый в самом начале - это и есть Хуан Оссьо, профессор антропологии из Лимы.)

 ****************************************************************
 ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА ИНКОВ ТУПАК АМАРУ  И ИХ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД С КЕЧУА.
 
 

24 сентября 1572 года Тупак Амару взошёл на эшафот, сопровождаемый епископом Куско.

 
     Очевидцы писали: «множество индейцев, которые заполнили площадь, наблюдали это печальное зрелище и знали, что их правитель и Инка должен умереть, они взывали к Небесам, все заглушали их крики и плачи.» (Murúa 271)
(Mura, Martín de, Historia General del Perú, Orígen y descendencia de los Incas (1590—1611), ed. Manuel Ballesteros-Gaibrois, 2 vols., Madrid, 1962, 1964 )
 
     Балтазар де Окампа и монах-доминиканец из Куско Габриэль де Овьедо сообщают, что они были очевидцами того, как Сапа Инка поднял руки, чтобы толпа замолчала и его последними словами были:
 
«Ccollanan Pachacamac ricuy auccacunac yahuarniy hichascancuta
 
     Испанские хронисты неверно перевели эти слова, как: «Мать Земля, будь свидетелем, как враги проливают мою кровь.»
 
     Этот вариант перевода повторялся во многих текстах, посвященных казни Тупак Амару. Ошибка оказалaсь незамеченной.
 
     Последние слова, сказанные последним Инкским Императором своим поданным имели важное смысловое и сакральный значение. Поэтому необходимо более тщательно, чем это было сделано раньше, их проанализировать, чтобы понять, что в своей последней речи хотел сказать Тупак Амару своим поданным и всему миру.
 
     Язык кечуа, на котором говорили в XV-XVI вв., конечно, отличался от современного. Но сохранился замечательный лингвистический труд Диего Гонсалеса Ольгина 1608 года - Кечуа-Кастильский Словарь - благодаря которому можно правильно понимать язык кечуа того времени.
 
     Следует отметить, что испанские миссионеры своей деятельностью в области лингвистики - переводом Библии на кечуа, ведением проповедей на этом языке и научным его изучением - способствовали укреплению и развитию кечуа, несмотря на все исторические катаклизмы. Но в конце XVIII века после расправы над Тупак Амару II ( см. главу «Тупак Амару — последний Император») употребление кечуа было запрещено, а представители инкской аристократии, главные носители знаний о языке, подверглись истреблению со стороны колониальных властей.
 
     Вернемся к переводу последних слов Тупак Амару. Случайно ли была допущена ошибка, или намеренно - останется на совести авторов. Дело в том, что последние четыре слова «ricuy auccacunac yahuarniy hichascancuta» буквально переводятся, как «призри, [как] враги проливают мою кровь» при помощи словаря испанского священника и лингвиста-исследователя Диего Гонсалеса Ольгина. ( Diego Gonzales Holguin Vocabulario de la lengua general de Peru llamado Quichua o del Inca».Lima,1608)
 
      На испанский слово "ricuy"(смотреть, наблюдать, призреть) было  переведено, как "будь свидетелем". Это вполне оправдано. Так как своими словами Тупак Амару подчеркивал, что его казнят беззаконно, что он невиновен,  и взывал к Создателю, как к Высшему Судие, чтобы Он  увидел и  был свидетелем того беззакония. Сапа Инка Тупак Амару выражал надежду на Его высшую справедливость.
 
     Первые же два слова «Ccollanan Pachacamac» были переведены неверно, как «Мать Земля», что должно было бы звучать как «Pacha Mama». Слово «ccollanan» не было переведено вовсе.
 
     О правильном понимании слова Pachacamac пишет Инка Гарсиласо де ла Вега:
     «Пача-камак составлено из [слова] пача, что означает мир, вселенная, и из камак, являющегося причастием настоящего времени от глагола кама, означающего оживлять, а этот глагол происходит от слова кама, что означает душа; [таким образом], Пача-камак означает: Тот, Кто вселяет душу в мир, вселенную, а во всем подлинном значении [это слово] означает: Тот, кто делает со вселенной то, что душа с телом.
 
     Обращаясь к книгам Херонимо Романа - о Государстве Западных Индий - и Педро де Сиеса де Леона - о Демаркации Перу , Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что "Испанские историки так ненавидят имя Пача-камак, потому что не понимают значения [этого] слова".
     "Будучи испанцами, они не знали язык [инков] так хорошо, как я — индеец Инка."
 
     Более того, Инка Гарсиласо де ла Вега говорит, что если бы его спросили: «Как зовут Бога на твоем языке?», то он ответил бы:
 
      «Пача-камак, ибо на том всеобщем языке Перу нет другого имени кроме этого, которым можно назвать Бога, а все другие [имена], которые упоминают историки, как правило, являются непригодными, так как они или не принадлежат всеобщему языку, или искажены языком каких-нибудь отдельных провинций, или являются новым словообразованием испанцев».(Инка Гарсиласо де ла Вега . История Государства Инков. Книга2 Глава 2)
 
     Сcollananэто слово, которое выражает абстрактное понятие и соответствует русскому «главное», в словосочетаниях тогда его следует переводить -  "главный, верховный, первоверховный".(L.Baudin Daily Life in Peru under the Last Incas. Part 2, Chapter 7)
 
      Таким образом, словocочетание Ccollanan Pachacamac в буквальном переводе — «Верховный, Который вдыхает душу во Вселенную» и точнее всего соответствует русскому обращению «Господь Создатель».
 
     Следовательно, последние слова Сапа Инки Тупак Амару следует переводить так:
 
     "Господь Создатель! Призри , как враги проливают мою кровь."
     Почему же была допущена эта ошибка? Ведь сразу же бросается в глаза, что Сапа Инка Тупак обращается к Pachacamac, а не к Pacha Mama! Здесь возможно, два ответа.
 
     Первый мы находим в словах Инки Гарсиласо де ла Вега, который говорил , что испанцы не понимали и неверно трактовали имя Pachacamac. По его мнению, этому способствовал случай , происшедший во времена вторжения конкистадоров. В долине Пачакамак, названной по имени храма, возведенного в честь неведомого и незримого Бога Пачакамака, был слышен голос, который говорил предсказания и сказал, что он и христианский Бог — одно и то же лицо. Это испанские миссионеры считали делом рук дъявола. Инка Гарсиласо де ла Вега тоже склонен был думать, что этот голос был странным явлением и здесь возможен обман со стороны нечистых сил.
       Но Гарсиласо де ла Вега торжественно заявлял, что то, что Пачакамак — это и есть имя, которым на кечуа обозначается истинный Создатель и в этом не приходится сомневаться. А дъявол на кечуа обозначался словом Супай.Продолжение => http://the-inkas.narod2.ru/index/0-27 »
Создать бесплатный сайт с uCoz