Сапа Инка Атауальпа
(1500 - 29 августа 1533гг.)

 

АТАУАЛЬПА И ФРАНCИСКО ПИСАРРО

 

     - Что такое я сделал, что сделали мои дети, что меня должна постигнуть такая участь? Неужели ты забыл, с каким добросердечием и с какой доверчивостью отнесся к тебе народ мой? А я сам , неужели я недостаточно доказал тебе мои дружественные чувства?

      Но Франcиско Писарро молчал. [1]

Автор статьи   Ольга Липовская

Москва, 2010 г. 

 

Франcиско Писарро ( 1475 ? - 1541гг.)
  
 
     «Именем Христа он уничтожил процветающую Империю, не принеся взамен ничего, кроме разложения. Он как будто олицетворял собой темную сторону человеческой личности — Человека-Разрушителя,» - пишет о Франциско (Франсиско) Писарро историк Хэммонд Инес в своей книге «Конкистадоры. История завоевания XV- XVI вв.»
 
     Янош Эрдёди в книге «Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий» так характеризует Франциско Писарро: «Толпа проходимцев с уважением смотрела на него, так как Франциско Писарро пользовался славой человека, не признающего милосердия, но не знающего также усталости, уныния и страха; это был отважный и совершенно лишенный морали человек. Дружба, верность людям или слову — такие понятия для него не существовали. Другими словами, это был образцовый представитель завоевателей Центральной Америки».
 
     В отличие от завоевателя Мексики Эрнана Кортеса, Франциско Писарро остается темной фигурой для исследователей. О его происхождении и жизни в Испании известно очень мало. Об этом позаботился и сам Франциско Писарро. Так, он выдавал себя за незаконнорожденного сына Гонсало Писарро Родригеса де Агилара. Однако сам Гонсало Писарро Родригес никогда не признавал Франциско Писарро своим сыном, даже незаконнорожденным. В своем завещании 1522 г. Гонсало Родригес Писарро признал всех своих детей как законных, так и внебрачных. Франциско Писарро там не упоминается.
 
     По другой версии Франциско Писарро был найденышем и существует легенда, что его вскормила свинья ( об этом пишет Хэммонд). Но скорее всего это было придумано позже, чтобы как-то объяснить звериную жестокость этого человека.
 
     Парадокс заключается еще в том, что Франциско Писарро, ставший в конце концов единоличным правителем огромной Империи, был .... неграмотным. И вообще он не блистал интеллектом, хотя хитрости и коварства ему было не занимать. За всю свою жизнь Франциско Писарро так и не научился ни читать, ни писать. «Великий» правитель Перу ставил вместо подписи «завитушку».
 
     Историки поражались низменности натуры Писарро и его поистине дъявольскому везению, которое сопровождало его всю жизнь.
 
     В 1528г. В Испанию были вызваны Франциско Писарро и Эрнан Кортес для консультаций по захвату Империи Инков. Но операцию по завоеванию Тауантинсуйу возглавил только Франциско Писарро. Эрнану Кортесу не позволяла отправиться в Перу его болезнь — из-за неуёмного сладострастия Эрнан Кортес заболел сифилисом.
 
     Когда Франциско Писарро прибыл в Новый Свет, он был далеко немолодым человеком. ( В начале завоевания перу в1532 г. ему было под 60 лет). Список преступлений , вероломство и лицемерие Франциско Писарро приводит многих историков в содрогание. Этот человек не щадил ни индейцев, ни своих сотоварищей, ни женщин, ни детей.
 
     Следует сказать, что свою деятельность в Новом Свете Франциско Писарро начал с того, что, когда он был оставлен во главе поселения в Ураба на материке, то спасся оттуда после того, как намеренно допустил большие потери среди колонистов(своих же испанцев), с тем чтобы немногие оставшиеся смогли безопасное отплыть на двух имевшихся в их распоряжении небольших суденышках, - пишет историк Хэммонд.
 
 
 
     В конце концов Франциско Писарро был убит в своем собственном доме сыном своего бывшего соратника конкистадора Диего Альмагро, которого Ф.Писарро казнил в 1538г., а его сына обрек на нищету. Сын Диего Альмагро поклялся отомстить Франциско Писарро и осуществил свое намерение. Исследователи отмечают, что сын Альмагро был не единственным испанцем, желавшим смерти Ф.Писарро, но предыдущие покушения не были успешными.
 
 
                  Сапа Инка Атауальпа (1500-1532 гг.)
Видеосюжет о пленении Атауальпы:
 http://video.mail.ru/mail/ehre1973/2166/2171.html
 
 
    По свидетельствам самих же испанских хронистов  природа наделила Атауальпу многими достоинствами, необходимыми для управления такой могущественной Империей, какой была Тауантинсуйу.
 
     Вот, что пишет Сьеса де Леон со слов индейцев, лично знавших Сапа Инку: «Атауальпа был любим старыми военачальниками и солдатами, поскольку еще ребенком ходил с ними на войну и потому что Уайна Капак так любил его, что не позволял есть ничего, кроме того, что он оставлял в соей тарелке...Атауальпа был человеком большей целеустремленности и предприимчивости ( чем Уаскар)».
 
     Когда испанцы подошли к Кахамарке, Франциско Писарро отправил делегацию во главе с конкистадором де Сото и Эрнандо Писарро. Эти конкистадоры должны были впервые увидеть Атауальпу. Им не терпелось узнать, какой же он на самом деле, этот Великий Инка? Их любопытство разжигалось по мере приближения к лагерю Инков. Наконец, им удалось увидеть самого Сапа Инку Атауальпу.
 
     Когда Сапа Инка Атауальпа принял испанцев, то они нашли, что он был молчалив и преисполнен достоинства, «глаза его были опущены в землю, и он ни на кого не смотрел». Херес, участник этого похода, писал, что  Атауальпа был мужчина 30 лет, приятного вида, несколько коренастый, с тонким лицом, красивый.Он говорил с большим достоинством, как великий властитель. Он приводил убедительные аргументы и умно рассуждал, и когда испанцам перевели то, что он говорил, они поняли, что это мудрый человек. Он был энергичен.
 
      Сьеса де Леон отмечал, что Сапа Инка Атауальпа был хорошо сложен, с хорошей осанкой, не слишком коренастый. Он был приятной внешности и с серьезным лицом.
 
     Несмотря на внешнее спокойствие Сапа Инки, испанцы заметили в его глазах негодование. Интересно описание первого знакомства конкистадора Эрнандо де Сото с Сапа Инкой Атауальпой.  Казалось, что Верховный Инка не проявлял никакого интереса к невиданному для индейцев животному — лошади. Тогда де Сото спросил у Инки разрешения продемонстрировать свое мастерство верховой езды. Видимо, ему очень захотелось похвастаться своим умением. Получив разрешение, де Сото так разошелся, что, разогнавшись, поднял коня на дыбы в нескольких дюймах от Верховного Инки, так что дыхание из ноздрей разгоряченного коня всколыхнуло одеяние Атауальпы, а его пена попала на край его одежды. Ни один мускул не дрогнул на лице Сапа Инки Атауальпы. Вполне вероятно, что это произвело впечатление на де Сото и уже тогда у него зародилась симпатия к этому мужественному и сильному человеку. И потом он будет всячески стараться помочь Атауальпе, когда Верховный Инка окажется в плену у Франциско Писарро.
 
     Испанские хронисты удивлялись быстрому уму Сапа Инки Атауальпы и его проницательности. Будучи в плену ( Франциско Писарро держал верховного Инку в цепях), всего за один месяц Атауальпа научился не только говорить, но читать и писать по-испански. Причем, как отмечают историки, он был в состоянии вести довольно сложные богословские беседы на испанском. Франциско Писарро поражался способностям Атауальпы — Писарро казалось выше человеческих возможностей научиться так быстро читать и писать на испанском. Сам немолодой уже конкистадор Ф. Писарро так и не научился ни читать , ни писать на своем родном языке.
 
     Коротая время в плену, Сапа Инка Атауальпа также быстро научился играть в шахматы. Превосходный стратег, он довольно легко обыгрывал испанцев. Так как в шахматы испанцы играли всё-таки по правилам...
 
 

        Резня в Кахамарке. Пленение Сапа Инки Атауальпы.

 

Кахамарка
 

 
     В начале 1531 г. конкистадоры высадились недалкеко от Тумбеса и, разграбив этот небольшой городок, двинулись на юг. Перед ними еще лежал долгий путь...
 
     Когда Франциско Писарро подошел к Кахамарке, его встретил посол от Атауальпы с приветствием и подарками и сказал, что Сапа Инка ждет его уже 5 дней в Кахамарке. Франциско Писарро произнес длинную речь, закончив ее словами: « Я не воюю ни с кем и никому не досаждаю, если только не воюют со мной».
 
     Следует отметить, что Инки стояли в боевом порядке на равнине под Кахамаркой с большой армией. Сам город Кахамарка был освобожден для испанцев — как жест доброй воли. Испанцы двинулись на Кахамарку.
 
     Франциско Писарро остановился на подступах к Кахамарке и посмотрел вниз:
 
 
 
    «Он видел перед собой, возможно, самую красивую долину в Андах. Сцена была готова для одного из самых грандиозных и трагических событий мировой истории. На протяжении всего дневного перехода вверх по крутым склонам ущелья Нанчо испанцы находились в полной власти воинов Атауальпы. Задыхаясьот разреженного воздуха высокогорья, с трудом карабкаясь по крутым склонам, они не имели никаких шансов устоять против атакующих сверху закаленных воинов. И в течение еще 5 дней пути через высокогорную Сьерру испанцы по-прежнему оставались очень уязвимы. В любой момент Атауальпа мог их уничтожить. Почему он этого не сделал?», - пишет историк Хэммонд.
 
     Инка Гарсиласо де ла Вега отвечает на этот вопрос — Сапа Инка Атауальпа выполнял волю своего отца Императора Уайна Капака. Он понимал , что, уничтожив этот маленький отряд конкистадоров, Инки отрезали бы себе путь к установлению мирных отношений с этой новоявленной грозной силой, приславшей своих первых посланцев из-за моря.
 
     Имевшие огромный военный опыт, Инки не мыслили ведение переговоров не по честным правилам. Сапа Инка Атауальпа не желал войны с пришельцами. Тем более, что Франциско Писарро уверял Верховного Инку в своих мирных намерениях. Луи Боден пишет, что в древнем языке кечуа не было слово «обман», оно появилось позже, уже после уничтожения государства Инков ( Lois Baudin. Daily Life in Peru Under the Last Incas).
 
     15 ноября 1532 г. испанцы зашли в Кахамарку. Кахамарка расположена рядом с горячими источниками. Сапа Инка Атауальпа находился там, так как лечил рану, полученную в бою. Вот описание этого индейского города того времени, сделанное Хересом: «Дома очень прочно выстроены и окружены массивными стенами ...Внутри дом состоит из 8 комнат... Стены сложены из тщательно обтесанных камней, и каждое жилище имеет свой собственный фонтан с водой в открытом дворе, куда вода для снабжения дома посредством труб поступает издалека ». Некоторые дома были оштукатурены красным битумом, который блестел и смотрелся красивее, чем привычная для европейцев охра. Деревянная крыша красилась тоже в красный цвет. Город был построен по сторгому плану: улицы и аллеи были прямыми. В центре была треугольная площадь, окруженная стеной с двумя выездами.
 
 
        Резня в Кахамарке .Часть 2
 
     Разместившись в Кахамарке, Франциско Писарро ждал посланцев от Атауальпы. Но так и не дождавшись, он отправил 2 вооруженных отряда во главе с де Сото и Эрнандо Писарро. Когда конкистадоры прибыли в лагерь инков, Сапа Инка постился и хотел перенести встречу на следующий день ( Следует сказать, что у Инков был повсеместно распространен обычай поста и исповеди среди всех слоев населения, начиная с самых простых людей и заканчивая самим Верховным Инкой). Конкистадоры настаивали на немедленной встрече и Атауальпа нарушил молчание, чтобы принять гостей. «Испанцы были ошеломлены традиционным гостеприимством Сьерры», - пишет Хэммонд.
 
     По просьбе Франциско Писарро Сапа Инка Атаульпа двинулся на переговоры. Его сопровождала большая свита и вооруженные воины ( это было условием Верховного Инки, так как испанцы приехали к нему вооруженными).
 
     Расстояние между лагерями испанцев и инков было около 6 км. Во время пути Сапа Инка Атауальпа вдруг остановился и направил Франциско Писарро послание, сообщающее, что он переносит встречу на сутки. Франциско Писарро поспешно прислал ответ.
 
     Что содержалось в письме Франциско Писарро остается для историков величайшей тайной. Получив ответ, Атауальпа возобновляет движение, оставляет основные силы и отправляется к Франциско Писарро с несколькими тысячами совершенно безоружных индейцев.
 
     Историк Хэммонд предполагает, что Франциско Писарро заверял Атауальпу в своих добрых намерениях и взывал к благородству и великодушию Сапа Инки, выражая желание видеть его в сопровождении безоружных людей. Конкистадоры хорошо подготовились, изучив обычаи и законы Инков.
 
     Когда Сапа Инка Атауальпа прибыл в лагерь испанцев, на центральную площадь Кахамарки , возвышаясь на отделанных золотом носилках, которые несли кураки (князья), монах-доминиканец Вальверде, а не Франциско Писарро, встретил его, протянул Библию и потребовал принять вассальную зависимость от испанской короны, сказав, что папа римский поручил испанскому королю подчинить жителей здешних земель и что Франциско Писарро выполняет эту миссию по указанию своего монарха. В заключении он призвал Атауальпу принять католичество и объявить себя вассалом Карла V.
 
     Сапа Инка Атауальпа ответил: «Я не должен быть чьим-то вассалом. Ваш король, возможно, столь же велик, как и я, и мне приятно будет считать его своим братом. Что касается этого «папы» , о котором мне только что говорили, то он, видимо, сумасшедший, так как раздаривает земли, которые ему не принадлежат. А веру мою на другую я менять не собираюсь». (Prescott W.H. History of the Conquest of Peru).
 
     Инки были возмущены таким унизительным приемом их Императора.
 
     Франциско Писарро уронил платок — знак был подан. Испанцы выстрелили из пушки по безоружным индейцам. Это сразу скосило многих из них. Поддерживаемая огнем аркебуз, ворвалась испанская конница.
 
     Хэммонд пишет: «...они (испанцы) врубались и врубались в стену беззащитных человеческих тел. Индейские вожди погибали, сражаясь голыми руками, пытаясь защитить Атауальпу».
 
    Испанцев буквально обуял дъявол: « (они) рубили беззащитных индейцев, не прекращая бойни, пока солнце не опустилось за горы... Все , кто остался в западне стен были убиты».
 
 
  
 
     «Испанцами овладела такая жажда крови, что Инку спасло только вмешательство Франциско Писарро и нескольких помощников».
 
     «Резня в Кахамарке в этот трагичный вечер 16 ноября 1532 г. обесчестила испанское рыцарство в глазах всего мира.... Чудовищную жестокость испанцев, их бесчеловечное поведение в Перу история называет своими именами,» - считает историк Иннес Хэммонд.
 
 
          Пленение Атауальпы. 
  
 
     Таким образом, Франциско Писарро пленил Атауальпу, заключил его в цепи и поместил под стражу. Оставшиеся войска Инков во главе с военачальниками оказались парализованными. Любое противодействие могло привести к немедленной расправе над Сапа Инкой. Держа Атауальпу в качестве заложника, Франциско Писарро получил теперь полную свободу действий. Франциско Писарро направляет свои делегации по всей Империи, в том числе и к Уаскару, а также в Куско.
 
     В Хауйи Эрнандо Писарро берет в плен Чалькучиму - «одного из славнейших полководцев Атауальпы», по словам Хэммонда. Чалькучима не оказал сопротивления, несмотря на то, что в тот момент располагал войском в 35 тысяч человек. Так как военное противостояние означало смерть для Сапа Инки.
 
     После казни Атауальпы полководец Чалькучима был подвергнут испанцами зверским пыткам и заживо сожжжен на костре.
 
 
 
     Когда испанцы пленили Атауальпу и убили вождей, они приступили к разграблению их палаток: испанцы «захватили множество отличных палаток и всевозможную провизию, а также одежду, скатерти, ценную столовую утварь и вазы, одна из которых весила около 100 кг в золоте... и изумруды », - пишет Херес.
 
     Конкистадоры обнаружили в одном из зданий много женщин из придворной свиты, которыми испанцы , по свидетельству Хереса, «не преминули воспользоваться, несмотря на то, что женщины были печальными и усталыми». Впоследствии испанские конкистадоры вели себя крайне разнузданно и оскверняли даже Девственниц (монахинь) Солнца. Подобное кощунство очень поразило индейцев и вызвало сильное негодование.
 
     «Испанцы пригнали в лагерь так много индейцев и индианок, что даже пехотинцы обзавелись свитой слуг», - пишет Хэммонд. Сам же Франциско Писарро взял себе ньюсту (принцессу) Инес Вайлас и юную принцессу Кусиримай Окльо — супругу Сапа Инки Атауальпы.
 
     Историк Хэммонд пишет, что при виде золота и богатства, конкистадорами овладевала неистовая одержимость. Им было недостаточно того, что они захватили в палатках Сапа Инки и вождей. В своих планах они шли гораздо дальше — завладеть всеми богатствами Тауантинсуйу. Франциско Писарро подвел Атауальпу к тому, что Сапа Инка предложил выкуп в обмен на свободу.
 
     Атауальпа должен был наполнить один из залов, площадью около 37 кв. метров, золотом на высоту 2,2 метра от пола. Красную линию на стене собственноручно провел Франциско Писарро. Он также потребовал дважды наполнить серебром меньший зал. Франциско Писарро дал слово , что после выкупа освободит Атауальпу и заверил свое обещание при свидетелях у нотарисуса.
 
     Некоторые историки удивлялись, как мог Атауальпа поверить Франциско Писарро?
 
     Во-первых, у Сапа Инки не было другого выхода , и это была последняя возможность спасти государство Инков. Во-вторых, так Атауальпа выигрывал время, а золото не имело для индейцев такого первостепенного значения, как для испанцев, и не считалось жизненно важным.
 
     Даже сами конкистадоры, включая де Сото, братьев Чавес и других, были уверены, что Франциско Писарро должен выполнить условия договора, заверенные нотариально .
 
 
                                           Эрнандо  де Сото
 
 
 
 
 
     Эрнандо де Сото — фигура неоднозначная. И хотя ряд историков отдает ему дань уважения, не следует забывать, что Эрнандо де Сото был одной из ключевых фигур у Франциско Писарро, он участвовал в его карательных операциий , в том числе командовал конницей во время резни в Кахамарке. Поэтому его не следует слишком идеализировать, он был таким же авантюристом и искателем богатств, как и остальные конкистадоры.
 
    С другой стороны, судя по поступкам, Эрнандо де Сото был прямодушным и совестливым человеком. После резни в Кахамарке, в которой де Сото тоже участвовал, его поведение меняется. Историк Иннес Хэммонд удивляется этому человеку и считает, что «де Сото был в большей степени благороден, нежели остальные авнтюристы» . После Кахамарки де Сото перестает быть полным единомышленником Франциско Писарро. Напротив, он начинает ему противодействовать. Де Сото не скрывает своих симпатий по отношению к Сапа Инке Атауальпе, всячески содействует освобождению Верховного Инки, дает ему советы и считает поведение Франциско Писарро бесчестным.
 
     Зная, что де Сото будет категорически против казни Инки, Франциско Писарро, как уже говорилось, легко обманывает прямолинейного испанца, придумав несуществующий мятеж в Уамачуко. Расчет был прост — этот придуманный мятеж мог бы существенно ухудшить положение Сапа Инки и послужить поводом для его устранения. Зная расположение Эрнандо де Сото к Верховному Инке, Франциско Писарро был уверен, что де Сото сразу же вызовется уладить конфликт, чтобы помочь Атауальпе. Так и оказалось. Пока де Сото спешил назад, чтобы уверить Франциско Писарро, что все спокойно и уговорить его освободить Атауальпу, Франциско Писарро судил и казнил Сапа Инку. А потом сказал де Сото, что он не мог «противиться » напору большинства.
 
     Кроме де Сото еще 12 капитанов под предводительством братьев Чавес из Трухильо тоже протестовали против решения Франциско Писарро. Недавно стало известно о «Письме королю Испании» Франциско Чавеса, написанного в Кахамарке 15 августа 1533г.( сообщение темы N 49) . На основании его можно сделать вывод, что Франциско Писарро пользовался ядом, чтобы отравить воинов Атауальпы, находившихся вместе с Сапа Инкой в плену.
 
     К чести Эрнандо де Сото следует сказать, что он вскоре добровольно оставляет Перу, не желая участвовать в дальнейших беззакониях. Но , пробыв недолго в Испании, де Сото, искатель приключений и богатств, вновь едет в Новый Свет. Он предпринимает отчаянную экспедицию на север от Мексики в долину реки Миссисипи. Претерпев много злоключений, он умирает от лихорадки в 1542 г.в Луизиане. О его экспедиции можно прочитать здесь:
http://www.hrono.info/biograf/bio_s/soto.html
 
 
                                  Выкуп Атауальпы
 
     Золотые и серебрянные изделия собирались в течение 3 месяцев, затем конкистадоры переплавляли их в слитки в течение еще одного месяца. 4 корабля с золотом, которое составляло незначительную часть от всего выкупа, прибыли в Севилью. Будущий хронист Сьеса де Леон, который был там вместе с отцом-торговцем, был потрясен увиденным зрелищем и всоре помчался в Новый Свет за богатством и преуспел в этом впоследствии.
 
             Руминьяви
Продолжение »http://the-inkas.narod2.ru/index/0-22
Создать бесплатный сайт с uCoz