«...они(инки) называли не иначе, как Супай, что означает дьявол, и, прежде чем назвать его [по имени], они плевали в знак ругательства и отвращения; а Пача-камака они называли с поклонениями и совершая церемонии, о которых мы говорили.» ( Книга2 Глава 2)
Возможно другое объяснение. Обвинение против Тупак Амару было, с юридической точки зрения, более чем необоснованным. Многие влиятельные представители испанского духовенства были против. Казнь осудил испанский король Филипп II.
Для жителя Старого Света обращение «Мать Земля» звучало совсем по-язычески и , в принципе, в Западной Европе в то время уже могло бы считаться поводом для обвинения и казни, что могло бы стать некоторым моральным оправданием казни в глазах Старого Света.
А вот если бы перевод был правильным и речь Тупак Амару начиналась бы с обращения к Создателю — тогда совсем другое дело. Известно, что инкские правители благосклонно относились к богословским беседам с испанскими миссионерами. Так, отец Тупак Амару — Сапа Инка Титу Куси Юпанки после знакомства с христианским учением принял решение креститься в зрелом возрасте. Напомним, что позже он был отравлен. Инки обвиняли в этом испанских переговорщиков, присланных тогдашним вице-королем Перу Франсиско де Толедо.
Испанский король Филипп II
В некоторых испанских источниках Сапа Инку Тупак Амару пытались представить, как не очень разбирающегося во многих областях знаний Инков, неопытного и сбитого с толку молодого человека. Сравним, к примеру, с тем , как описывали разговор Атауальпы с монахом Висенте де Бальверде , требовавшим от него признать помимо прочего вассальную зависимость от испанской короны. Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что Атауальпа сразу твердо изложил ему свою позицию и свои убеждения, сказав в том числе, что Творцом всего сущего он считает Пачакамака.
Но если учесть правильный перевод слов Тупак Амару, то все обвинения в его «незрелости» выглядят необоснованными. Напротив, в своей убежденности и твердости он, получается, не уступал Атауальпе.
Сапа Инка Тупак Амару, стоя на эшафоте, поднял руки, чтобы толпа замолчала и его последними словами, обращенным к своим подданным, были:
« Господь Создатель! Призри, как враги проливают мою кровь.»
Автор статьи - Ольга Липовская
ПОТОМКИ ТУПАК АМАРУ
Тупак Амару II - Хосэ Габриэль Кондорканки Ногера - Condorcanqui
(1738 -1781 гг.)
Прапраправнук последнего Императора Тупак Амару. Был руководителем национально-освободительного движения против колониальных властей. Получив хорошее образование в специальном иезуитском колледже для детей инкской знати, Хосэ Габриэль Кондорканки неустанно стремился к самообразованию и поэтому был, по общему признанию, одним из культурнейших людей своего времени.
Он был крайне жестоким способом казнен испанскими властями 18 мая 1781 года в Куско вместе с женой, старшим сыном и многими сподвижниками на том же месте, что и последний Сапа Инка Тупак Амару. Стал символом движения за освобождение Перу.
.
Ольга Липовская
*************************************************************
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛОК
1. Treasures seekers: lost cities of the Inca.Production of JWM, 2000.Producer and screenwriter Graham Townsley
2.
(на редактировании)
OCHOВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ********************************