...С документами Миччинелли связано несколько противоречивых фактов. Во-первых, причастность Бласа Валера к написанию так называемой хроники Гуамана Пома де Айяла представляется невозможной, если принять во внимание направление деятельности Бласа Валера все предыдущие годы — его уважительное отношение к наследию Империи Тауантинсуйу и стремление возродить культурные и нравственные идеалы Инков ( за что он и был подвергнут гонениям со стороны иезуитского чиноначалия). Хроники же Пома де Айяла пишут весьма негативно об истории Империи.

 

      Во-вторых, описание манипуляций с числами и их символизм, о которых говорится в послании Валера, больше напоминает европейскую позднесредневековую магическую традицию. Но можно допустить, что получив образование в иезуитском ордене, Блас Валера настолько глубоко воспринял западноевропейскую средневековую культуру понимания чисел, вычислений и разных символов и их влияний , что это не могло не отразиться на его попытках воссоздать письменность, математику и связанные с ними космогонические представления Инков, заполняя пробелы и достраивая утерянное. Ведь документ создавался в колониальный период, когда культура Инков была под запретом и многое было безвозвратно утеряно.

  

      В-третьих, получается, что Блас Валера умер позже, чем это было официально указано. Некоторые исследователи полагают, что Блас Валера был объявлен умершим, чтобы избежать преследования ордена и что он под именем Руируруна прибыл снова в Перу с этими документами. 

 

      В документе Миччинелли используется шифр иезуитов. В своем послании Блас Валера пишет о том, что колониальными властями скрывается факт существования инкской письменности, которая , на самом деле, имела достаточно развитую форму. Правдивость этого заявления подтверждается исследованиями современных ученых, в частности Виктории де ла Хара.

 

      Однако вполне возможно, что , давая значения некоторых ключевых знаков токапу, а также символическое значение чисел, Блас Валера что-то додумал сам, опираясь при этом, как уже отмечалось, на известную ему европейскую традицию.

  

      Существуют и другие несогласования. Один примечательный факт из биографии Бласа Валера частично объясняет это.

С одной стороны, иезуиты достаточно сурово обошлись с Бласом Валера, несмотря на недоказанность обвинений против него. Блас Валера был арестован, ему запретили совершать богослужение, затем выслали в Испанию, где он ожидал еще более серьезного наказания. 

 

      Но, следует обратить внимание, что при таких гонениях иезуиты разрешили Бласу Валера вести исследовательскую деятельность! Конечно, под бдительным контролем ордена — ведь иезуитам были нужны работы такого компетентного и талантливого исследователя, как Блас Валера. Как они собирались на самом деле использовать эти исследования - можно только предполагать.

 

      Вернемся к толкованию символики чисел в послании Бласа Валера и описанию счислений, которые якобы с ними проводили инкские амауты (мудрецы), чтобы утвердить гармоничное состояние мироздания. Определенный числовой символизм, несомненно, должен был быть присущ Инкам, имевшим развитую систему статистики и приборов для вычислений.

 

      На этом заостряет внимание итальянская исследовательница Лаура Лауренсич Минелли в статье «Любопытное понятие мезоамериканского и андского «нуля предметного» и логика инкских богов-чисел». Она пытается воссоздать философско-мировоззренческие представления Инков, основанные на манипуляциях с числами, опираясь на послание Бласа Валера.

 

    Хотя сама же Л. Лауренсич Минелли , приводя в пример числа-богов ацтеков, признается, что о существовании подобных священных чисел у Инков нигде не упоминается: об этом не говорится в хрониках колониального периода, не найдено никаких подтверждений в памятниках доколумбового периода. Только в последнем послании Блас Валера пишет о придании священного значения некоторым числам.

 

      Л.Лауренсич Минелли пытается представить логичную и очень конкретную картину мироздания у Инков в виде схемы, на которую они пытались якобы влиять через вычислительные манипуляции с числами. Но при этом в ее статье представления Инков выглядят по-математически слишком логично и однопланово и вообще скорее напоминают принципы западноевропейской культуры — алхимии и астрологии с их пристрастием к магическим числам и манипуляциям с ними.

 

      Ярким примером подобного мировоззрения, свойственного западноевропейскому позднесреденевековому человеку, служит гравюра немецкого художника Альбрехта Дюрера «Меланхолия I» 1514 года.


 


 "Меланхолия", гравюра Альбрехта Дюрера, 1514 г.


 

    Она полна символических знаков и предметов. Но особое внимание следует уделить магическому квадрату в правом верхнем углу. Это один из вариантов магических квадратов, в котором сумма всех чисел по вертикалям, горизонталям и диагоналям, а также в четвертях равна 34. Магические квадраты могли иметь различные закономерности. Еще их называли волшебными, дьявольскими. Они были связаны со средневековой философией и астрологией.


 

 Магический квадрат, фрагмент гравюры "Меланхолия"(в нижнем ряду  также указан год создания гравюры - 1514)


 

      На гравюре изображен Сатурн — планета, по представлению западноевропейских астрологов влияющая на меланхолический темперамент. Причем подобные магические и астрологические понятия настолько прочно вошли в сознание западноевропейского средневекового человека, что никто даже не думал обвинять Дюрера в употреблении колдовских знаков.

  

      ЧЕМ БЫЛА МУЗЫКА ДЛЯ ИНКОВ

      Но, говоря о мировоззрении Инков, мы не отрицаем существование сакрального в числовых отношениях. В связи с этим следует обратить особое внимание на описание закономерных связей между числами, поэтическими фразами и музыкальными мелодиями, исполняемыми на духовых инструментах, о которых пишет Блас Валера.

 

      Так, он приводит на кечуа слова песни Сумак Ньюста ( Прекрасная Принцесса). Эти же стихи записал в своей истории Тауантинсуйу Инка Гарсиласо де ла Вега:


 

          Прекрасная Принцесса, это твой брат.

          Он твой большой кувшин разбивает.

          И твои воды Творец мира,

          Господь посылает нам в дожде.


 

      В сжатых словах эта песня передает представление Инков о гармоничном круговороте воды, о Матери Земле в виде прекрасной принцессы, которая волей Создателя орошается водами дождя, вышедшими из ее же недр, что дает жизнь всему живому на земле и не приносит ни потопов, ни засух, если гармонично идет своим чередом.

 

      Блас Валера объясняет, как передать эту песню при помощи кипу (род узелкового письма) и юпаны ( прибор в виде специальной доски для вычислений). То есть стихотворную песню, имевшую символический смысл, можно было перевести в знаки и числа. Этому обучались в школах Тауантинсуйу.

 

      Но, что самое для нас интересное, на основе этих знаков амауты составляли мелодию для сикуса, то есть эти песни, передающие представления о мироздании, передавались через мелодии - музыкальные гармонии, исполняемые на духовых инструментах, и они могут рассматриваться, как своего рода гимны или молитвы.

 

      Это указывает на то, что музыка Инков создавалась не просто для услаждения слуха, а имела глубокое философское и духовное содержание. Музыкальная гармония передавала больше всеобъемлющего смысла, чем лаконичные слова. Этим отличалось мышление жителей Империи Инков, их культурный путь развития. До сих пор андийские мелодии завораживают и поражают слушателя, который чувствует, что они передают нечто более глубокое и важное, чем просто приятное сочетание звуков.


 

      «Каждая священная песня, записанная в капак-кипу , согласно Валера в его «Послании невиновного изгнанника своему народу Тауантинсуйу», содержала в себе самой музыку,...которую амаута ( мудрец) старался услышать благодаря флейте Пана (сикусу). Аккомпанируя на сикусе, он напевно прочитывал капак-кипу, в то же время со счётами (юпаной) выполнял вычисления, чтобы преобразовать песню в числа,» - пишет профессор университета в Болонье Л. Лауренсич Минелли.[3]

 

      В своей статье «Новые открытия основополагающих идеологических принципов Империи Инков Тауантинсуйу: священное в мире Инки, согласно двум тайным иезуитским документам» Л. Лауренсич Минелли анализирует два тайных иезуитских документа - послание Бласа Валера и историю Перу, написанную итальянскими авторами А.Олива и А.Кумисом. Исследовательница Л. Лауренсич Минелли приходит к интересным выводам.

 

      Оба документа были тайными и, следовательно, не должны были подвергаться жесткой иезуитской цензуре. Их объединяет то, что потомок Инков Блас Валера и европейские авторы А.Олива и А.Кумис независимо друг от друг приходят к одним и тем же выводам.

 

      Во-первых, что религию Инков нельзя назвать идолопоклоннической.

      Во-вторых, что нравственно-духовные достижения и законы Империи были столь знаменательными, что их нужно было не перечеркивать, как это сделали конкистадоры, а, напротив, на их основе строить возрожденное инкское государство.

 

      Взгляды этих авторов различались в том, что итальянские миссионеры проводили параллели между христианской и инкской религиями - это в принципе было свойственно многим европейским священникам , о чем не раз писал Инка Гарсиласо де ла Вега.

 

      Олива и Кумис признавали, что в некотором смысле Инки приблизились к истинному пониманию Господа.

 

      Блас Валера не проводил прямолинейных параллелей. Он просто пытался восстановить оригинальное представление Инков о мироздании и гармонии, о Создателе.

 

      «Два итальянских иезуита, Кумис и Олива, утверждают, что Инки не были идолопоклонниками, потому что имели религию, похожую на нашу, что католические священники также считались бы идолопоклонниками, и они выделяли общие элементы между обеими религиями.

 

      ...Валера в своем послании никогда не делал сравнений между религией Инков и католической: он, напротив, искал порядок и логическую космогоническую систему, соединявшуюся с политической формой Тауантинсуйу...

 

      ...Конкиста, осуществленная с помощью яда, была несправедливой. И (поэтому) должно было быть восстановлено инкское, но христианское государство»,- пишет профессор Л.Лауренсич Минелли в своей статье, посвященной изучению двух документов, написанных Валера и Кумисом и Оливой.

                                            Ольга Липовская
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Exsul immeritus Blas Valera Populo Suo e Historia Linguae Piruanorum.Indios, gesuiti e spagnoli in due documenti segreti sul Peru del XVII secolo.A cura di L.Laurencich Minelli.Bologna,2007

2.Л.Лауренсич Минелли.Новые открытия основополагающих идеологических принципов Империи Инков Тауантинсуйу: священнон в мире Инки, согласно двум тайным иезуитским документам.(Пер.А.Скромницкий,2008г.)

3.Л. Лауренсич Минелли. Любопытное понятие мезоамериканского и андского «нуля предметного» и логика инкских богов-чисел.(Пер.А.Скромницкий, 2008г.)

4.Hyland, Sabine: The Jesuit&The Incas, The extraordinary Life of Padre Blas Valera,The University of Michigan Press,2004

5.Инка Гарсиласо де ла Вега.История Государства Инков, Л.1974


 OCHOВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ********************************

Создать бесплатный сайт с uCoz