...С документами Миччинелли связано несколько противоречивых фактов. Во-первых, причастность Бласа Валера к написанию так называемой хроники Гуамана Пома де Айяла представляется невозможной, если принять во внимание направление деятельности Бласа Валера все предыдущие годы — его уважительное отношение к наследию Империи Тауантинсуйу и стремление возродить культурные и нравственные идеалы Инков ( за что он и был подвергнут гонениям со стороны иезуитского чиноначалия). Хроники же Пома де Айяла пишут весьма негативно об истории Империи.
Во-вторых, описание манипуляций с числами и их символизм, о которых говорится в послании Валера, больше напоминает европейскую позднесредневе
В-третьих, получается, что Блас Валера умер позже, чем это было официально указано. Некоторые исследователи полагают, что Блас Валера был объявлен умершим, чтобы избежать преследования ордена и что он под именем Руируруна прибыл снова в Перу с этими документами.
В документе Миччинелли используется шифр иезуитов. В своем послании Блас Валера пишет о том, что колониальными властями скрывается факт существования инкской письменности, которая , на самом деле, имела достаточно развитую форму. Правдивость этого заявления подтверждается исследованиями современных ученых, в частности Виктории де ла Хара.
Однако вполне возможно, что , давая значения некоторых ключевых знаков токапу, а также символическое значение чисел, Блас Валера что-то додумал сам, опираясь при этом, как уже отмечалось, на известную ему европейскую традицию.
Существуют и другие несогласования
С одной стороны, иезуиты достаточно сурово обошлись с Бласом Валера, несмотря на недоказанность обвинений против него. Блас Валера был арестован, ему запретили совершать богослужение, затем выслали в Испанию, где он ожидал еще более серьезного наказания.
Но, следует обратить внимание, что при таких гонениях иезуиты разрешили Бласу Валера вести исследовательс
Вернемся к толкованию символики чисел в послании Бласа Валера и описанию счислений, которые якобы с ними проводили инкские амауты (мудрецы), чтобы утвердить гармоничное состояние мироздания. Определенный числовой символизм, несомненно, должен был быть присущ Инкам, имевшим развитую систему статистики и приборов для вычислений.
На этом заостряет внимание итальянская исследовательн
Хотя сама же Л. Лауренсич Минелли , приводя в пример числа-богов ацтеков, признается, что о существовании подобных священных чисел у Инков нигде не упоминается: об этом не говорится в хрониках колониального периода, не найдено никаких подтверждений в памятниках доколумбового периода. Только в последнем послании Блас Валера пишет о придании священного значения некоторым числам.
Л.Лауренсич Минелли пытается представить логичную и очень конкретную картину мироздания у Инков в виде схемы, на которую они пытались якобы влиять через вычислительные манипуляции с числами. Но при этом в ее статье представления Инков выглядят по-математичес
Ярким примером подобного мировоззрения, свойственного западноевропей
"Меланхолия", гравюра Альбрехта Дюрера, 1514 г.
Она полна символических знаков и предметов. Но особое внимание следует уделить магическому квадрату в правом верхнем углу. Это один из вариантов магических квадратов, в котором сумма всех чисел по вертикалям, горизонталям и диагоналям, а также в четвертях равна 34. Магические квадраты могли иметь различные закономерности
Магический квадрат, фрагмент гравюры "Меланхолия"(в нижнем ряду также указан год создания гравюры - 1514)
На гравюре изображен Сатурн — планета, по представлению западноевропей
ЧЕМ БЫЛА МУЗЫКА ДЛЯ ИНКОВ
Но, говоря о мировоззрении Инков, мы не отрицаем существование сакрального в числовых отношениях. В связи с этим следует обратить особое внимание на описание закономерных связей между числами, поэтическими фразами и музыкальными мелодиями, исполняемыми на духовых инструментах, о которых пишет Блас Валера.
Так, он приводит на кечуа слова песни Сумак Ньюста ( Прекрасная Принцесса). Эти же стихи записал в своей истории Тауантинсуйу Инка Гарсиласо де ла Вега:
Прекрасная Принцесса, это твой брат.
Он твой большой кувшин разбивает.
И твои воды Творец мира,
Господь посылает нам в дожде.
В сжатых словах эта песня передает представление Инков о гармоничном круговороте воды, о Матери Земле в виде прекрасной принцессы, которая волей Создателя орошается водами дождя, вышедшими из ее же недр, что дает жизнь всему живому на земле и не приносит ни потопов, ни засух, если гармонично идет своим чередом.
Блас Валера объясняет, как передать эту песню при помощи кипу (род узелкового письма) и юпаны ( прибор в виде специальной доски для вычислений). То есть стихотворную песню, имевшую символический смысл, можно было перевести в знаки и числа. Этому обучались в школах Тауантинсуйу.
Но, что самое для нас интересное, на основе этих знаков амауты составляли мелодию для сикуса, то есть эти песни, передающие представления о мироздании, передавались через мелодии - музыкальные гармонии, исполняемые на духовых инструментах, и они могут рассматриватьс
Это указывает на то, что музыка Инков создавалась не просто для услаждения слуха, а имела глубокое философское и духовное содержание. Музыкальная гармония передавала больше всеобъемлющего смысла, чем лаконичные слова. Этим отличалось мышление жителей Империи Инков, их культурный путь развития. До сих пор андийские мелодии завораживают и поражают слушателя, который чувствует, что они передают нечто более глубокое и важное, чем просто приятное сочетание звуков.
«Каждая священная песня, записанная в капак-кипу , согласно Валера в его «Послании невиновного изгнанника своему народу Тауантинсуйу», содержала в себе самой музыку,...кото
В своей статье «Новые открытия основополагающ
Оба документа были тайными и, следовательно, не должны были подвергаться жесткой иезуитской цензуре. Их объединяет то, что потомок Инков Блас Валера и европейские авторы А.Олива и А.Кумис независимо друг от друг приходят к одним и тем же выводам.
Во-первых, что религию Инков нельзя назвать идолопоклоннич
Во-вторых, что нравственно-ду
Взгляды этих авторов различались в том, что итальянские миссионеры проводили параллели между христианской и инкской религиями - это в принципе было свойственно многим европейским священникам , о чем не раз писал Инка Гарсиласо де ла Вега.
Олива и Кумис признавали, что в некотором смысле Инки приблизились к истинному пониманию Господа.
Блас Валера не проводил прямолинейных параллелей. Он просто пытался восстановить оригинальное представление Инков о мироздании и гармонии, о Создателе.
«Два итальянских иезуита, Кумис и Олива, утверждают, что Инки не были идолопоклонник
...Валера в своем послании никогда не делал сравнений между религией Инков и католической: он, напротив, искал порядок и логическую космогоническу
...Конкиста, осуществленная с помощью яда, была несправедливой
Ольга Липовская
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Exsul immeritus Blas Valera Populo Suo e Historia Linguae Piruanorum.Ind
2.Л.Лауренсич Минелли.Новые открытия основополагающ
3.Л. Лауренсич Минелли. Любопытное понятие мезоамериканск
4.Hyland, Sabine: The Jesuit&The Incas, The extraordinary Life of Padre Blas Valera,The University of Michigan Press,2004
5.Инка Гарсиласо де ла Вега.История Государства Инков, Л.1974
OCHOВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ********************************