Сапа Инка Уайна Капак
Сапа Инка Уайна Капак
(1476 — 1527 гг. жизни, правил с 1493 по 1527 гг.)
Прежде чем перейти к печальным событиям, связанным с испанским вторжением, следует несколько слов сказать о предшествовавшем периоде расцвета Империи Тауантинсуйу. Это время правления великого Сапа Инки Уайна Капака, сына Сапа Инки Тупака Юпанки и внука Императора Пачакутека.
Надо сказать, что этого Императора настолько любили и кураки(князья) , и простые люди, что даже испанские хронисты не могли не рассказать о всеобщем почитании Сапа Инки Уайна Капака в своих книгах. Вот, что пишет об этом Хосеф де Акоста:
«Этому Вайна Капаку при жизни поклонялись его люди как богу, чего, как утверждают старики, не случалось ни с одним из его предшественников». При этом Хосеф де Акоста перечисляет с похвалой те деяния, которые Император совершил за годы своего правления.
До нас не дошло подлинных изображений Сапа ИнкиУайна Капака, но сохранился словесный портрет, записанный со слов индейцев, лично знавших Императора. (Описание внешности Сапа Инки Уайна Капака можно найти в книге С). Один из таких (наиболее подробных вариантов) записал Сьеса де Леон. Об этом хронисте Инка Гарсиласо де ла Вега с горечью пишет, что этот конкистадор более всего интересовался описаниями несметных сокровищ Тауантисуйу. Поэтому его портрет Сапа Инки Уайна Капака был менее красноречив, чем детальное перечисление богатств Перу. Вот , что мы имеем помимо того, что Император был красив и имел бдагородную внешность:
«Уайна Капак, по словам множества индейцев, которые видели и знали его, был невелик ростом, но силен и хорошо сложен, с серьезным, добрым лицом; он мало говорил, но много делал... Мать Уайны Капака... любила его столь сильно, что умоляла его не ходить на Кито или Чили до ее смерти. И говорят, что он, чтобы порадовать ее и выказать покорность, оставался в Куско до ее смерти и чрезвычайно торжественных похорон вместе с большими сокровищами и тонкими тканями...»
Инка Паулльйо, младший сын Уайна Капака
храм San Cristobal в Куско
Дополнить наше представление о том, как выглядел Сапа Инка, а также его известные сыновья — Уаскар и Атауальпа, нам поможет портрет одного их младших сыновей Императора — Инки Паулльйо(Paullo), найденный и отреставрированный не так давно сотрудниками музея г.Куско.
Сапа Инка Паулльйо — трагическая фигура в истории Тауантинсуйу, так как совсем юным Инкой манипулировали какое-то время конкистадоры в своих целях после казни Атауальпы.
Но сейчас нам важен сам портрет. По нему мы можем представить, как могли выглядеть Инки Уайна Капак, Уаскар, Атауальпа — отец и братья Инки Паулльйо . Испанцы описывали, что члены Императорской семьи были красивы, с тонкими, благородными чертами , умными, проницательными глазами.
Этот портрет Инки Паулльйо был найден в храме San Cristobal, там же найдено захоронение его останков.
Правление Сапа Инки Уайна Капака (1493 -1527 гг.) — это период стабильности и процветания Империи Тауантинсуйу. В основном , это был период мира. Император Уайна Капак предпринял несколько походов на окраинах Империи с целью подчинить оставшиеся особенно дикие племена. Большинство присоединилось по доброй воле.
Военные столкновения были с жителями Тумписа и острова Пуна, которые отличались, по словам Инки Гариласо де ла Вега (Книга 9), животной дикостью. Они приносили в жертву человеческие сердца и отличались крайней распущенностью, а также коварством. Вожди острова притворно согласились принять покровительство Инков, а потом вероломно перебили во время праздника представителей Императорской семьи. С таким коварством Инки никогда не сталкивались до сих пор. Эти народы пришлось переселить вглубь Империи для обеспечения безопасности.
Походы закончились. Наступили долгие годы мира. Благосостояние Империи быстро увеличивается. Интересен один эпизод из истории правления Сапа Инки Уайна Капака. Так, для всеобщего празднества он повелел изготовить гигантские золотые цепи для традиционного торжественного танца, за которые могли бы держаться танцующие.Вот как это описывает Инка Гарсиласо де ла Вега:
Танец Инков
"Следует знать, что все провинции Перу, каждая имели отличные друг от друга виды плясок.
У Инков был [свой] сдержанный и суровый танец, без прыжков и подскоков и иных резких изменений движений, которые были характерны для остальных. Его исполняли мужчины, и не допускалось, чтобы среди танцующих находилась какая-либо женщина; танцующие брали друг друга за руки через одного; и так они, взявшись друг с другом за руки, двигались [в танце], словно скованные в цепь. Танцевали вместе двести, или триста, или больше мужчин, что определялось торжественностью праздника. Они начинали танец в отдалении от князя, в [честь] которого он исполнялся. В танец вступали все вместе; в такт делались три шага — первый назад, а [затем] два других вперед; они похожи на шаги в испанских танцах, которые называются добле и репреса [двойной и остановка], так они постоянно продвигались вперед, пока не достигали центра круга, в котором находился Инка.
Они шли и время от времени пели — то одни, то другие, чтобы не утомляться всем вместе от пения; в такт танца произносились стихи, сложенные в честь присутствующего Инки и его предков и других [родичей] той же крови, которые благодаря своим подвигам, совершенным в мире или на войне, стали знаменитыми. Присутствующие Инки помогали их пению, чтобы в празднике участвовали все. Иногда сам король (император) танцевал на торжественных праздниках, чтобы придать им еще большую торжественность.
Сапа Инка Уайна Капак был очень религиозен. О его глубоких прозрениях в почитании Единого Бога рассказывает Инка Гарсиласо де ла Вега со слов родного дяди своей матери. Этот Инка знал лично Императора Уайна Капака.
«Тогда король (Император) сказал: «Я говорю тебе, что это наш отец Солнце должен иметь [над собой] другого Главного Господина, более могущественного, чем он. Он приказывает ему совершать этот путь, который он(солнце) совершает без остановок.».
Вайна Капак поступил так, потому что слышал, что говорил о Солнце его отец Тупак Инка Йупанки.»
У Сапа Инки Уайна Капака было два сына — старший Уаскар, законный престолонаследник, и Атауальпа, сын от дочери правителя Кито ( чтобы урегулировать конфликт с Кито Сапа Инка Уайна Капак женился на дочери его правителя).
Атауальпа обладал рядом достоинств, за что, по словам Инки Гарсиласо де ла Вега , был нежно любим своим отцом, который видел в младшем сыне качества, необходимые настоящему правителю. Атауальпа имел проницательный , быстрый ум, сильную волю и решительность, он был бесстрашен и мужественнен. Атауальпа также успел отличиться как превосходный стратег.
Эти качества были особенно необходимы в условиях нависшей опасности. Император Уайна Капак был очень обеспокоен известиями об экспедиции испанцев к берегам Тауантинсуйу в 1515г. К тому же, он не мог не знать о захвате ацтеков. Он теперь всегда держал войско в состоянии боевой готовности. Его охватила тоска и тревога за судьбу своего народа. Особенно печалили Императора ряд дурных предзнаменований. Гарсиласо де ла Вега пишет:
Предзнаменование Орла
"Случилось то, что во время празднования торжественного праздника... они(Инки) увидели летящего в небе королевского орла, которого они называют анка, и преследовших его пять или шесть пустельг и примерно столько же соколят...
То одни, то другие, сменяя друг друга, они падали на орла, чтобы не дать ему улететь, убивая его ударами.
Не имея возможности защитить себя, он упал в центре главной площади между Инками, ища у них защиты...(Инки) попытались лечить его, однако ему ничего не помогло, ибо через несколько дней он умер, так и не оторвавшись от земли. Инка и его родичи сочли это дурным (предзнаменованием)".
Были еще ужасающие кометы. Также очень огорчило Инков предзнаменование, связанное с Луной.
Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что однажды очень ясной и тихой ночью Инки увидели, что вокруг Луны появились три очень больших кольца: первое было кровавого цвета; второе, более крупное, было черным, отдававшим в зеленый цвет; третье казалось словно из дыма.Один прорицатель с крайне печальным и мокрым от слез лицом, так что он почти не мог говорить, сказал ему, что «твоя мать Луна, как жалостливая мать, извещает тебя, что Пача-камак, Творец, поддерживающий мир,... (пророчествует) о грядущей катастрофе и уничтожении его родичей и Империи...»
Император не хотел никому показать слабости, чтобы не привести своих подданных в уныние и отчаяние, но в своем сердце он сохранял глубокую печаль и обеспокоенность.
Империя Тауантинсуйу достигла к тому времени внушительных размеров и для улучшения управления, Сапа Инка Уайна Капак разделил ее еще при своей жизни на две части, отдав Уаскару южную со столицей в главном городе Инков Куско, а Атауальпе — северную часть с городом Кито.
Тем временем Император Уайна Капак был уже болен смертельной болезнью, которую завезли европейцы — оспой ( эпидемия оспы успела докатиться до пределов Тауантинсуйу). Чувствуя приближение конца, Сапа Инка Уайна Капак уединился в своем дворце, обустроенном садами, и ждал приближение смерти.
Раздел Империи Тауантинсуйу Императором Уайном Капаком был закономерен. Он был подобен разделению Римской Империи на Западную и Восточную и был разумен с точки зрения усовершенствования административного правления. При этом Атауальпа как младший брат оставался в подчинении у Уаскара. Оба брата были совершенно с этим согласны и жили в полном мире вплоть до 1531 г., когда вдруг совершенно неожиданно между ними вспыхнула вражда, ставшая роковой.
Конфликт между братьями возник так неожиданно и без видимых причин, что историки теряются в различных догадках о его внезапной причине. В результате произошла первая и последняя гражданская война в Империи. Атауальпа победил в этом конфликте. Сапа Инка Уаскар был свергнут, а позже убит ( предполагаемо своим братом Атауальпой). Инка Гарсиласо де ла Вега с горечью пишет об этих днях, тем более , что его родные также пострадали в этом конфликте.
Дополнение.
"...однажды очень ясной и тихой ночью они увидели, что вокруг луны появились три очень больших кольца: первое было кровавого цвета; второе, более крупное, было черным, отдававшим в зеленый цвет; третье казалось словно из дыма. Один прорицатель или маг, которых индейцы называют лъайка, увидев и понаблюдав за кругами, которые имела луна, вошел [туда], где находился Вайна Капак и с крайне печальным и мокрым от слез лицом, так что он почти не мог говорить, сказал ему: «Единственный господин, знай, что твоя мать Луна, как жалостливая мать, извещает тебя, что Пача-камак, творец, поддерживающий мир, угрожает твоей королевской крови и твоей империи великими несчастьями, которые он собирается направить на твоих родичей, потому что тот первый крут цвета крови, который имеет твоя мать, означает, что после того, как ты уйдешь отдыхать со своим отцом Солнцем, наступит жестокая война среди твоих потомков и прольется много твоей королевской крови, так что за несколько лет она вся кончится, по причине чего она готова разорваться от слез; второе черное кольцо угрожает нам тем, что войны и смерть твоих родичей станут причиной уничтожения нашей веры и нашего государства и отчуждения твоей империи и все превратится в дым, как это обозначено в третьем кольце, похожем на дым». Инка чрезвычайно взволновался, однако, чтобы не показать свою слабость, он сказал магу:
«Иди, должно быть, тебе этой ночью приснилась эта сказка, а ты говоришь, что это знаки моей матери». Маг ответил: «Чтобы ты поверил мне, инка, можешь выйти посмотреть на знаки твоей матери своими [596] собственными глазами, и ты прикажешь, чтобы явились остальные прорицатели, и узнаешь, что они скажут об этих предзнаменованиях». Инка вышел из своих покоев и, увидев знаки, приказал позвать всех магов, которые имелись при его дворе, и один из них, принадлежавший к народу йауви, превосходство которого признавали все остальные и который также смотрел и размышлял над кольцами, сказал ему то же самое, что и первый. Вайна Капак, чтобы его родичи не теряли бы духа от столь грустных предзнаменовании, хотя они и согласовывались с тем, что он испытывал в своей груди, сделал вид, что не поверил им, и сказал своим прорицателям: «Если мне не скажет этого сам Пача-камак, я не стану доверять вашим заявлениям, потому что невозможно представить, чтобы Солнце, мои отец, испытывал бы такое отвращение к своей собственной крови, что готов допустить полное уничтожение своих сыновей». С этим он распрощался с прорицателями; однако, размышляя над тем, что ему сказали, что так совпадало с древним предсказанием, которое он узнал от своих предков, и соединяя одно и другое с новостями и с чудесами, которые каждый день возникали повсюду, и что, помимо всего сказанного, все дальше и дальше заплывал корабль с никогда не виданными и не слыханными людьми, Вайна Капак жил в тревогах, страхе и тоске; он постоянно держал наготове отборное войско.."
Инка Гарсиласо де ла Вега "История Государства Инков", книга 9
Как выглядели Инкские Императоры.
Когда читаешь о каких-либо исторических лицах, всегда интересно увидеть их портреты. Оказывается, Инка Гарсиласо де ла Вега видел и легендарного Инку Виракочу, отца Пачакутека, с супругой, и его внука Тупак Юпанки с супругой , и самого Уайна Капака. Но по непростительному легкомыслию, в чем он каялся перед читателями, не разглядел их достаточно подробно, чтобы потом описать в своей книге. Он оправдывался тем, что в то время был совсем молод и не мог даже подумать, что будет писать книгу.
Случилось это так. В 1560 году Гарсиласо де ла Вега собирался отплыть в Испанию, чтобы учиться. Он зашел проститься с Поло Ондегардо, который был коррехидором Куско тогда.
«Поскольку ты едешь в Испанию, войди в это помещение; ты увидишь кой-кого из своих [предков], которых я извлек на свет, чтобы у тебя было что рассказать там,» - предложил Поло Однегардо. Инка Гарсиласо де ла Вега увидел тела инкских королей, которые были в таком прекрасном состоянии, что казались живыми.
Тела их были сохранены полностью; все было на месте — каждый волосок с головы, из бровей и ресниц. Никто толком не знал, как тела королей сохранились так хорошо. Они были в тех своих одеждах, которые носили при жизни: на голове только льауту и никаких других королевских знаков отличия. Они сидели , как обычно садятся индейцы и индианки: руки скрещены на груди—правая поверх левой; глаза опущены вниз, словно они смотрели на пол. «Тела были во всем настолько целыми, что казались живыми, здоровыми и в хорошем состоянии, [и], как говорят, им оставалось только начать разговор.»
«Один из них, как говорят индейцы, был тот Инка Вира-коча; было видно, что он прожил долгую жизнь; у него была белая, как снег, голова.»
Тела инкских императоров видел еще и испанский хронист Хосе де Акоста, который пишет, что «глаза были сделаны из тончайшей золотой ткани; они были так великолепно вставлены, что не было необходимости в естественных глазах»
К сожалению, тела инкских королей были извлечены из молелен и часовен, где они должны были находится, и были перенесены в место с губтельным для них, жарким и влажным климатом. Когда какой-нибудь испанский кабальеро хотел на них посмотреть, их переносили из дома в дом. Инка Гарсиласо де ла Вега пишет об этом:
« Их несли, закрывая в белые покрывала; на улицах и площадях индейцы падали на колени, поклоняясь им со слезами и стенаниями; и многие из испанцев снимали перед ними шляпы, ибо это были тела королей».
И Акоста , и Инка Гарсиласо де ла Вега пишут, что лица были настолько хорошо сохранены и настолько красивы, что не могли не вызывать восхищения.
На портрете изображена ньюста - инкская принцесса - Кусиримай Окльо (Анхелина Юпанки после крещениия). Портрет, по всей вероятности, выполнен с натуры и принадлежит середине XVI века. Ньюста изображена в традиционном платье, которое носили знатные инкские женщины с характерными накидками и головными уборами, скрепленными брошами.
Кусиримай Окльо славилась не только своей красотой, но и образованностью. Это стало известно и испанским завоевателям. Ньюсты (принцессы), как и другие инкские знатные женщины, получали неплохое для того времени образование, так как им предназначалось стать матерью инки.
О Кусиримай Окльо ( донье Анхелине) пишет Инка Гарсиласо де ла Вега. Он говорит, что это родная дочь Атауальпы ( книга 9 глава 38 Истории Государства Инков). После казни отца она разделила участь многих знатных инкских молодых женщин, на которых конкистадоры смотрели, как на законную добычу. Ее взял себе Франсиско Писарро после казни Атауальпы тринадцатилетней девочкой. Предположительно в 17 лет она родила первого сына, умершего в детстве. Инка Гарсиласо де ла Вега лично знал ее и еще одну дочь и сына Атауальпы. С сыном Кусиримай Окльо будущий историк Инка Гарсиласо де ла Вега играл в детстве. Он пишет:
"Я был знаком с сыном и двумя дочерьми короля Ата-вальпы; одну из них звали донья Анхелина, от которой маркиз дон Писарро имел сына, которого звали дон Франсиско; он был моим великим соперником, а я его, потому что в возрасте от восьми до девяти дет, когда нам обоим было по столько лет, нас заставлял соревноваться в беге и прыжках его дядя Гонсало Писарро."
По другим сведениям Кусиримай Окльо (Анхелина Юпанки) - дочь внука Сапа Инки Пачакутека- Ямке Юпанки ,и она была женой Сапа Инки Атауальпы. После его казни ее вместе с другой ньюстой Инес Вайла взял себе Франциско Писарро, желавший таким образом со всех сторон узаконить свое положение нового правителя Перу.
Еще предполагают, что она была дочерью Уайнй Капака и была сестрой Атауальпы
( по книге История Государства Инков Инки Гарсиласо де ла Вега)
***************************************************************
Далее => Завоевание Империи Инков. Причины и обстоятельства. http://the-inkas.narod2.ru/index/0-20