«Ибо опыт совершенно ясно показал, насколько быстрее и способнее к восприятию Евангелия оказались индейцы, которых покорили, обучили и которыми управляли короли Инки, нежели народы остальных прилегающих районов, куда не проникло учение Инков и где еще сегодня люди такие же варвары и неразумные, какими они были раньше, хотя прошел уже 71 год, как испанцы пришли в Перу и управляют ими.»
Инка Гарсиласо де ла Вега
( История Государства Инков. Книга 1. Глава XV Л.,Наука 1974)
.
О РЕЛИГИИ ИНКОВ
.
Множество испанских источников описывает религию Инков. Это и хроники самих конкистадоров, и работы миссионеров из разных монашеских орденов, и, наконец, книга Инки Гарсиласо де ла Вега. Книга последнего представляет особую ценность, так как он , будучи членом императорской семьи, видел многие религиозные ритуалы Инков собственными глазами. К тому же, в отличие от остальных авторов, Инка Гарсиласо де ла Вега разбирался в тонкостях языка кечуа, так как это был его родной язык. Он исправляет многие неточности и ошибки, допущенные испанскими авторами, которые мешали правильному пониманию особенностей религиозного мировоззрения Инков.
Одни авторы , особенно из первых конкистадоров, слишком примитивно описывали религию Империи Инков: не разделяли по периодам, путали обычаи разных народов, населявших Империю, порой совершенно неверно использовали терминологию и имена. Другие, к числу которых, в основном, относились миссионеры, наоборот, слишком многое домысливали, подгоняя религиозные воззрения Инков под понятия христианской церкви. Так, некоторые миссионеры утверждали, что Инкам была не просто известно о существование Единого Бога, а что они понимали его Троическую сущность. Они даже утверждали, что однажды Инки были обращены в христианство апостолом Варфоломеем ( проводя аналогии с именем Виракоча), но потом отошли от его учения, сохранив, однако, многое из него.
Инка Гарсиласо де ла Вега подтверждает, что у Инков было почитание Единого Бога. Но осознанного понятия о Троичной сущности Бога у них не было. Так же он опровергает некоторые другие параллели с христианством, приводимые миссионерами, особенно касающиеся имени Виракоча.
Хотя в связи с изучением религиозных воззрений Инков внимание исследователей привлекла одна интересная архитектурная находка в Мачу-Пикчу, который был открыт в начале ХХ века. Комплекс построек Мачу-Пикчу современные ученые относят к середине XV века - то есть к периоду правления Императора Пачакутека. Одним из важнных сакральных сооружений был так называемый Храм Трех Окон, обращенных на восток, что вызвало у многих ассоциации с раннехристианскими постройками с символическими тремя окнами на восток.
С другой стороны, Инка Гарсиласо де ла Вега не согласен с теми авторами, которые представляли религиозные воззрения Инков слишком примитивно, сравнивая их с религией римлян и древних греков.
Таинственный Храм Трех Окон в Мачу-Пикчу
Вот, что говорит об этом Инка Гарсиласо де ла Вега:
ГЛАВА IX. ИДОЛОПОКЛОНСТВО И БОГИ, КОТОРЫМ ОНИ ( другие народы) ПОКЛОНЯЛИСЬ ДО ИНКОВ
"...Чтобы были лучше поняты идолопоклонство, жизнь и обычаи индейцев Перу, необходимо разделить те века на два периода времени (еdаdes): мы расскажем, как они жили до инков, а затем мы расскажем, как правили эти короли, чтобы не путалось бы одно с другим и не приписывались бы ни обычаи, ни боги одних другим.
Они (соседние племена) поклонялись тому, что видели, каждый в отличие от другого своему, не принимая во внимание ни значения того, чему они поклонялись и был ли предмет поклонения достоин того : таким образом, предметами их поклонения были травы, растения, цветы, любые деревья, высокие горы, огромные утесы и расщелины между ними, глубокие пещеры, большие и малые камни, которые они находили в реках и ручьях, разные по цвету, как яшма. Изумруду, в частности, поклонялись в одной из провинций, которую сегодня называют Пуэрто-Вьехо; они не поклонялись ни алмазам, ни рубинам, потомучто в тех землях их не было. Вместо них они поклонялись различным животным, одним — из-за их силы, например тигру, льву или медведю и т.д. "
(У некоторых племен до прихода Инков были даже жестокие обычаи кровавых жертвоприношений, которые Инки осудили и упразднили. Хотя некоторые народы, входившие в состав Империи, вопреки запрету втайне продолжали совершать такие жертвоприношения, даже включая детей).
ГЛАВА II. ИНКИ СЛЕДОВАЛИ ПОДЛИННОМУ БОГУ, НАШЕМУ ГОСПОДИНУ.
"... Мы также говорили, что Инки обучили племена, которые подчинили законам природы и дали им законы и заветы для духовной жизни ради всеобщего их блага и чтобы не было нападок на их честь и их имущество (hacienda); ... и приказали им, чтобы они считали и поклонялись Солнцу как главному богу, убеждая их в этом его красотой и сиянием. Инки говорили им, что ведь не просто так Пача-камак (который является Тем, кто поддерживает мир) дал ему столько преимуществ перед всеми другими звездами неба, которые были у него в услужении.
О предметах и животных, которым они поклонялись Инки говорили: «Смотрите, и ваш взор откроет вам, что травы, и растения, и деревья, и все остальные вещи, которые они обожествляли, — все они взращивались Солнцем для того, чтобы они служили людям и чтобы ими кормились животные.»С другой стороны, Инки раскрывали перед ними низость и гнусность их многочисленных богов, говоря им: что могут ждать они от вещей столь гнусных, какую помощь они получат от них для своих нужд?
Помимо преклонения Солнцу, как зримому богу, которому устраивали великие празднества , короли Инки и их амауты, которые были философами, шли с естественным горением (lumber natural) за подлинным Создателем неба и земли, Всевышним Богом и Господином нашим, в чем мы убедимся дальше по аргументам и изречениям, которые некоторые из них высказывали о Божественном Величестве, которого они называли Пача-камак; это имя составлено из слова пача, что означает мир, вселенная, и из камак, являющегося причастием настоящего времени от глагола кама, означающего оживлять, а этот глагол происходит от слова кама, что означает душа; таким образом, Пача-камак означает: тот, кто вселяет душу в мир, вселенную.
Инки относились к Пача-камаку с большим внутренним почтением, чем к Солнцу, ибо, как я говорил, не решались касаться устами его имени, а Солнце они называли на каждом шагу. На вопрос, кем был Пача-камак, они отвечали, что он был тем, кто дает жизнь вселенной и поддерживает ее, но они не знают его, потому что не видели его, и поэтому не возводят ему храмы, не приносят жертвы; однако они поклоняются ему в своем сердце (т. е. умственно) и считают его неизвестным Богом."
*******************************************************
Следует упомянуть о важном открытии, сделанном известной перуанской исследовательницей Викторией де ла Хара, изучающей много лет символику на знаменитых инкских деревянных сосудах кэро. Это открытие имеет прямое отношение к книге Гарсиласо де ла Вега
Вообще следует отметить, что историки очень высоко ценят Историю Империи Инков Инки Гарсиласо де ла Вега, считая ее самым подробным и правдивым из известных источников. Так, некоторые из них замечают, что много раз последующие открытия только потверждали истинность слов Г. де ла Вега ( Л.Боден, В.А. Кузьмищев и др.)
Вернемся к открытию Виктории де ла Хары. Изучая археологические находки — сосуды кэро, куда Инки, члены императорской семьи, заносили важнейшие сведения, - она обнаружила очень важные изменения в символике, касающейся теологических представлений Инков. Не буду вдаваться в подробности, а сразу перейду к выводу, который сделала Виктория де ла Хара. На основе того факта, что у Инков произошло соединение символов отца Солнца и знака «Пача», обозначавшего Пача-камака,а также других изменений, В. Де ла Хара приходит к заключению, что перед нами археологическое подтверждение как раз того, о чем писал Гарсиласо де ла Вега ,когда он утверждал,что Инки пришли к пониманию единого Всевышнего Бога — Творца мира, о котором говорил Император Пачакутек в своей торжественной речи перед жрецами.
Очень ценным дополнением к теме о религиозных воззрениях Инков будет материал о поэтическом наследии, оставленном Императором Пачакутеком ( подробнее об этом можно прочитать в разделе, посвященном Сапа Инке Пачакутеку). Вот один из написанных им гимнов:
О Творец, начало всего,
Виракоча, конец всего,
Господь в сияющих одеждах,
Кто вдыхает жизнь и приводит всё в порядок,
говоря: Да будет человек!
Да будет женщина!
Творец, Создатель всего,
чему ты дал жизнь!
Призри на них!
Дай им жить процветающе, благополучно,
в мире и тишине.
Где Ты?
Вне? Внутри?
Над этим миром в облаках?
Под этим миром в тени?
Услышь меня!
Ответь мне!
Приими слова мои в сердце Твое!
Вечно, без конца
дай мне жить.
Приими меня в объятия Твои!
Сохрани меня в деснице Твоей!
Приими моление мое,
Где бы Ты ни был,
мой Господь, мой Виракоча!
************************************
В книге Луи Бодена , посвященной цивилизации Инков, описываются храмы, которые которые были построены Инками. Речь идет о развалинах двух храмов, Воздвигнутых в Куско и Ракчо. Они были воздвигнуты Сапа Инкой Пачакутеком (Пачакути).
Основываясь на испанских хрониках, Л.Боден пишет отом, что Император Пачакутек имел однажды важную встречу со жрецами и ясновидящими. Пачакутек спросил их, какой из богов наиболее могущественный; те сказали, что Солнце. Тогда Император произнес торжественную речь. Он буквально сказал следующее: « Солнце, которое должно каждый день работать, освещая и обогревая землю, может быть закрыто облаками и дождевыми тучами, и, таким образом, не может считаться Создателем.» В заключении, он заявил, что Верховным Животворящим Богом является Виракоча» ( имя Виракоча использовалось ранее инками для обозначения верховоного бога , его также носил один из императоров).
После этой встречи Пачакутек приказал изготовить две статуи Виракочи из цельного золота и поместил их в два вышеназванных храма. Один храм был построен в Куско, другой в Ракче ( сейчас оба храма в руинах). Было построено сразу два храма, так как по мнению инков, их Бог присутствовал во все времена и везде, поэтому было бы неразумно поселить его в одном месте).
Инки даже воздерживались от пожертвований, повествуется в книге Л.Бодена, мотивируя это тем, что Богу невозможно предложить чего-нибудь, чего у Него еще нет. Так как Богу принадлежит все.
Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что эта беседа состоялась между жрецами и Сапа Инкой Уайна Капаком, внуком Пачакутека. Но Уайна Капак воспринял понятие о Едином Боге от своих отцов. Так, его дед Сапа Инка Виракоча имел откровение во сне, после чего он принял имя Виракоча - имя Бога.
Луи Боден говорит, что по свидетельствам таких хорошо осведомленных летописцев, как Гарсиласо де ла Вега и Бартоломео де Лас Касас, а также на основе археологических исследований руин этих храмов , можно сделать вывод, что у Инков при Императоре Пачакутеке оформилось почитание Единого Бога как сущности абстрактной, неосязаемой, уникальной. Гарсиласо де ла Вега пишет, что Инки называли его Пача-камак — в переводе Тот, Который вселяет душу во Вселенную. Упоминая имя Вира-коча, он говорит, что не знает его точного перевода. Божественное происхождение самого правителя при этом тускнело.
« Гарсиласо де ла Вега и Бартоломео де Лас Касас без сомнения утверждали, что Инки поклонялись настоящему Богу, а индейцы вплотную подошли к пониманию Истины», - пишет в своей книге Л. Боден. Он сожалеет, что испанцы, все грубо разрушив, даже не понимали значение проведения исследования того, что они разрушали.
**************************************************
Еще интересны замчания Инки Гарсиласо де ла Вега о почитании Инками Креста. Сам лично он не мог объяснить такое особенное его почитание. Вот, что он об этом пишет:
Книга Вторая. Глава III. У ИНКОВ БЫЛ КРЕСТ В СВЯЩЕННОМ МЕСТЕ.
"Был у королей Инков в Куско крест. В году 1560 я видел его в ризнице кафедрального собора того города, в которой он висел на гвозде с помощью шнура, проходившего через отверстие, проделанное в самой верхушке креста. Крест был квадратным, одинаковым в длину и в высоту...Его хранили в одном из королевских домов в задней комнате, которая называется вака, что означает священное место. Они не поклонялись ему, а лишь относились с почтением, должно быть, из-за его красивой формы или по какой-либо другой причине, которую не могли объяснить. Так они хранили его, пока маркиз дон Франсиско Писарро не проник в долину.
Когда испанцы захватили тот имперский город и построили храм нашему Всевышнему Богу, они повесили крест в том месте, о котором я рассказал, и лишь с тем украшением, о котором упоминалось, хотя было бы куда более справедливо поставить его на главном алтаре, богато украсив золотом и драгоценными камнями, ибо там они нашли столько всего этого.
А поскольку речь шла о кресте, то нам следует сказать, что здесь [в Испании], как известно, практикуется клясться Богом и на кресте, чтобы подтвердить то, что говорится как на суде, так и вне его, и многие поступают так, когда нет необходимости в клятве, а в силу дурной привычки, скажем, чтобы внести таким путем путаницу; инки же и все народы их империи никогда не знали, что такое клятва.
Уже говорилось о том, с каким почтением и послушанием они касались своими устами имен Пача-камака и Солнца, произнося их только для того, чтобы выразить им поклонение.
Когда же допрашивали какого-нибудь свидетеля, судья говорил ему (вместо приношения клятвы): «Обещаешь говорить правду Инке?». Свидетель говорил: «Да, обещаю». Он снова говорил ему: «Смотри, ты должен говорить ее, не смешивая с ложью, не умалчивая чего-либо из того, что произошло, а прямо говорить то, что ты знаешь по этому делу». Снова свидетель подтверждал, говоря: «Я действительно так обещаю». После этого ...ему разрешали рассказать все, что он знал по делу, не перебивая.
Свидетель не отваживался лгать, ибо, помимо того, что они были людьми очень боязливыми и религиозными , они знали, что...этим нарушили бы указ Инки, приказывавший им не лгать."
ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА. КРЕСТ У ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.
Вождь племени Сиу Лакота - Тот,Чьи Лошади Внушают Ужас( кон.XIX в.)
Изучение символики орнамента иногда дает удивительные результаты и позволяет провести разные культурные параллели. У индейцев крест очень часто встречался и нес большую смысловую нагрузку. Когда знакомишься со старинными фотографиями североамериканских индейцев, то удивляет даже не столько то, насколько важное значение придавалось кресту у этих народов, а ФОРМА КРЕСТА, которая встречается в орнаменте одежды, украшениях и т.д. Она типична для разных индейских народов, включая инков, и целиком совпадает с формой греческого православного креста, у которого особая история.
Каждый символический элемент имеет определенную смысловую наполненность. Крест — это , безусловно, особенный символ в истории человечества. Хотя в некоторых культурах он совершенно не использовался.
Равноконечный греческий православный крест (его еще называют константиновским, по имени византийского императора Константина) отличается от латинского креста,у которого удлиненная нижняя часть.
Так же, как в некоторых сооружениях Инков, греческий православный крест лежал в основе многих архитектурных сооружений в византийской, а позже древнерусской архитектуре. Так, в византийской и древнерусской архитектуре существует много примеров: собор св. Софии в Константинополе (ныне Стамбул ), собор св. Софии в Киеве ( оба собора построены в честь св. Софии — Св. Премудрости Божьей, а не св. мученицы Софии, как иногда неверно полагают. «София» в переводе с греческого означает «мудрость») и многие другие храмы. Равноконечный крест символизировал гармонию, созерцание, связь с Царством Небесным, соборность. Эти общие идеалы как раз удивительно перекликаются с далекой для нас культурой Империи Инков.
Так, латинский вытянутый крест, лежавший в основе латинских базилик. По-другому организовывал архитектурное пространство. Он символизировал движение, деятельность. В этом разница менталитета западного и восточного христианства. Часто римская церковь упрекала восточную в безынициативности и излишней созерцательности. Хотя на это можно возразить, что каждый народ в мире имеет свой путь.
Немного о Истории Креста в разных культурах.
Примечательно, что в катакомбах первые христиане широко использовали древний символ — свастику или гамматический крест (crux gammata N 62 в указанной ссылке). Это символ солнца, благополучия. Так же использовался древнеегипетский крест Анх. Вообще до появления фашизма, который сделал гамматический крест, или свастику, одиозным знаком, христиане часто использовали этот символ. К примеру, последняя Российская Императрица Александра Федоровна, женщина очень религиозная и причисленная русской православной церковью к лику святых, чертила этот знак над изголовьем своего тяжко болящего сына, чтобы сохранить его от зла, на капоте машины, на некоторых вещах, на стене дома Ипатьевых и т.д. Интересно, что этот же знак можно увидеть на свежевыпеченном хлебе у современных индейцев Южной Америки.
египетский крест анх
Египетсикй крест Анх тоже имеет интересную историю. Древние египтяне придавали ему большое значение, отчасти предвосхищавшие христианские понятия. Это был символ жизни и спасения от злых сил. Так, в «Книге Мертвых», где описывается древнеегипетскими авторами опасный путь души после смерти. На иллюстрациях этого свитка Крест Анх защищает душу умершего от нападения злых существ во время этого опасного путешествия.
Возвращаясь к равноконечному кресту ( N 20, 21, 35), следует отметить, что в православной византийской церкви его называли знамением победы. По преданию и свидетельствам очевидцев 28 октября 312 г. он был явлен среди бела дня на небе и предвозвестил победу Императору Константину над тираном Максенцием. О том, как все это произошло, обстоятельно повествует истооик Евсевий Памфил в своей «Книге первой о жизни блаженного царя Константина»:
« Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил царь Константин, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью «Сим побеждай!». Возможно, поэтому в православной традиции равноконечный крест часто изображается на фоне круга ( см. Крест N 35)
Тогда эта победа означала освобождение и жизнь миллионам христиан, ожидавшим казни и мучения. ( Хотя Император Константин на тот момент не был христианином, а стал им позже). На несколько десятилетий воцарились мир и благоденствие. Поэтому равноконечный крест, или греческий православный крест, или еще по-другому константиновский , стал также символом торжества справедливости, освобождения, победы над злом.
И как символично. Что у далеких народов Северной и Южной Америки он имел такое же значение!