ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА http://www.the-inkas.narod.ru/ О религии Инков(содержание страницы)1. Кому поклонялись инки.2. Крест инков. Значение креста у индейцев Сев. и Южной Америки.3. Храмы инков. Что инки называли уакой ( вакой).4. Инки верили в бессмертие души воскресение мёртвых.5. О посте и исповеди у инков.6. Жертвоприношения у инков. |
О Религии ИнковО Творец, начало всего,Виракоча, конец всего,Господь в сияющих одеждах,Кто вдыхает жизнь и приводит всё в установленный порядок,говоря: Да будет человек!Да будет женщина!Творец, Создатель всего, чему ты дал жизнь,Призри на них!(из Священного гимна Императора Пачакутека, около 1450 г.)Автор статьи - Ольга Липовская. Москва, 2010 г.СОДЕРЖАНИЕ САЙТА "История Империи Инков " |
«Ибо опыт совершенно ясно показал, насколько быстрее и способнее к восприятию Евангелия оказались индейцы, которых покорили, обучили и которыми управляли короли Инки, нежели народы остальных прилегающих районов, куда не проникло учение Инков и где еще сегодня люди такие же варвары и неразумные, какими они были раньше, хотя прошел уже 71 год, как испанцы пришли в Перу и управляют ими.»Инка Гарсиласо де ла Вега( История Государства Инков. Книга 1. Глава XV Л.,Наука 1974).О РЕЛИГИИ ИНКОВ.Множество испанских источников описывает религию Инков. Это и хроники самих конкистадоров, и работы миссионеров из разных монашеских орденов, и, наконец, книга Инки Гарсиласо де ла Вега. Книга последнего представляет особую ценность, так как он , будучи членом императорской семьи, видел многие религиозные ритуалы Инков собственными глазами. К тому же, в отличие от остальных авторов, Инка Гарсиласо де ла Вега разбирался в тонкостях языка кечуа, так как это был его родной язык. Он исправляет многие неточности и ошибки, допущенные испанскими авторами, которые мешали правильному пониманию особенностей религиозного мировоззрения Инков.Одни авторы , особенно из первых конкистадоров, слишком примитивно описывали религию Империи Инков: не разделяли по периодам, путали обычаи разных народов, населявших Империю, порой совершенно неверно использовали терминологию и имена. Другие, к числу которых, в основном, относились миссионеры, наоборот, слишком многое домысливали, подгоняя религиозные воззрения Инков под понятия христианской церкви. Так, некоторые миссионеры утверждали, что Инкам была не просто известно о существование Единого Бога, а что они понимали его Троическую сущность. Они даже утверждали, что однажды Инки были обращены в христианство апостолом Варфоломеем ( проводя аналогии с именем Виракоча), но потом отошли от его учения, сохранив, однако, многое из него.Инка Гарсиласо де ла Вега подтверждает, что у Инков было почитание Единого Бога. Но осознанного понятия о Троичной сущности Бога у них не было. Так же он опровергает некоторые другие параллели с христианством, приводимые миссионерами, особенно касающиеся имени Виракоча.Хотя в связи с изучением религиозных воззрений Инков внимание исследователей привлекла одна интересная архитектурная находка в Мачу-Пикчу, который был открыт в начале ХХ века. Комплекс построек Мачу-Пикчу современные ученые относят к середине XV века - то есть к периоду правления Императора Пачакутека. Одним из важнных сакральных сооружений был так называемый Храм Трех Окон, обращенных на восток, что вызвало у многих ассоциации с раннехристианскими постройками с символическими тремя окнами на восток.С другой стороны, Инка Гарсиласо де ла Вега не согласен с теми авторами, которые представляли религиозные воззрения Инков слишком примитивно, сравнивая их с религией римлян и древних греков.Таинственный Храм Трех Окон в Мачу-ПикчуВот, что говорит об этом Инка Гарсиласо де ла Вега:ГЛАВА IX. ИДОЛОПОКЛОНСТВО И БОГИ, КОТОРЫМ ОНИ ( другие народы) ПОКЛОНЯЛИСЬ ДО ИНКОВ"...Чтобы были лучше поняты идолопоклонство, жизнь и обычаи индейцев Перу, необходимо разделить те века на два периода времени (еdаdes): мы расскажем, как они жили до инков, а затем мы расскажем, как правили эти короли, чтобы не путалось бы одно с другим и не приписывались бы ни обычаи, ни боги одних другим.Они (соседние племена) поклонялись тому, что видели, каждый в отличие от другого своему, не принимая во внимание ни значения того, чему они поклонялись и был ли предмет поклонения достоин того : таким образом, предметами их поклонения были травы, растения, цветы, любые деревья, высокие горы, огромные утесы и расщелины между ними, глубокие пещеры, большие и малые камни, которые они находили в реках и ручьях, разные по цвету, как яшма. Изумруду, в частности, поклонялись в одной из провинций, которую сегодня называют Пуэрто-Вьехо; они не поклонялись ни алмазам, ни рубинам, потомучто в тех землях их не было. Вместо них они поклонялись различным животным, одним — из-за их силы, например тигру, льву или медведю и т.д. "(У некоторых племен до прихода Инков были даже жестокие обычаи кровавых жертвоприношений, которые Инки осудили и упразднили. Хотя некоторые народы, входившие в состав Империи, вопреки запрету втайне продолжали совершать такие жертвоприношения, даже включая детей).ГЛАВА II. ИНКИ СЛЕДОВАЛИ ПОДЛИННОМУ БОГУ, НАШЕМУ ГОСПОДИНУ."... Мы также говорили, что Инки обучили племена, которые подчинили законам природы и дали им законы и заветы для духовной жизни ради всеобщего их блага и чтобы не было нападок на их честь и их имущество (hacienda); ... и приказали им, чтобы они считали и поклонялись Солнцу как главному богу, убеждая их в этом его красотой и сиянием. Инки говорили им, что ведь не просто так Пача-камак (который является Тем, кто поддерживает мир) дал ему столько преимуществ перед всеми другими звездами неба, которые были у него в услужении.О предметах и животных, которым они поклонялись Инки говорили: «Смотрите, и ваш взор откроет вам, что травы, и растения, и деревья, и все остальные вещи, которые они обожествляли, — все они взращивались Солнцем для того, чтобы они служили людям и чтобы ими кормились животные.»С другой стороны, Инки раскрывали перед ними низость и гнусность их многочисленных богов, говоря им: что могут ждать они от вещей столь гнусных, какую помощь они получат от них для своих нужд?Помимо преклонения Солнцу, как зримому богу, которому устраивали великие празднества , короли Инки и их амауты, которые были философами, шли с естественным горением (lumber natural) за подлинным Создателем неба и земли, Всевышним Богом и Господином нашим, в чем мы убедимся дальше по аргументам и изречениям, которые некоторые из них высказывали о Божественном Величестве, которого они называли Пача-камак; это имя составлено из слова пача, что означает мир, вселенная, и из камак, являющегося причастием настоящего времени от глагола кама, означающего оживлять, а этот глагол происходит от слова кама, что означает душа; таким образом, Пача-камак означает: тот, кто вселяет душу в мир, вселенную.Инки относились к Пача-камаку с большим внутренним почтением, чем к Солнцу, ибо, как я говорил, не решались касаться устами его имени, а Солнце они называли на каждом шагу. На вопрос, кем был Пача-камак, они отвечали, что он был тем, кто дает жизнь вселенной и поддерживает ее, но они не знают его, потому что не видели его, и поэтому не возводят ему храмы, не приносят жертвы; однако они поклоняются ему в своем сердце (т. е. умственно) и считают его неизвестным Богом."*******************************************************Следует упомянуть о важном открытии, сделанном известной перуанской исследовательницей Викторией де ла Хара, изучающей много лет символику на знаменитых инкских деревянных сосудах кэро. Это открытие имеет прямое отношение к книге Гарсиласо де ла ВегаВообще следует отметить, что историки очень высоко ценят Историю Империи Инков Инки Гарсиласо де ла Вега, считая ее самым подробным и правдивым из известных источников. Так, некоторые из них замечают, что много раз последующие открытия только потверждали истинность слов Г. де ла Вега ( Л.Боден, В.А. Кузьмищев и др.)Вернемся к открытию Виктории де ла Хары. Изучая археологические находки — сосуды кэро, куда Инки, члены императорской семьи, заносили важнейшие сведения, - она обнаружила очень важные изменения в символике, касающейся теологических представлений Инков. Не буду вдаваться в подробности, а сразу перейду к выводу, который сделала Виктория де ла Хара. На основе того факта, что у Инков произошло соединение символов отца Солнца и знака «Пача», обозначавшего Пача-камака,а также других изменений, В. Де ла Хара приходит к заключению, что перед нами археологическое подтверждение как раз того, о чем писал Гарсиласо де ла Вега ,когда он утверждал,что Инки пришли к пониманию единого Всевышнего Бога — Творца мира, о котором говорил Император Пачакутек в своей торжественной речи перед жрецами.Очень ценным дополнением к теме о религиозных воззрениях Инков будет материал о поэтическом наследии, оставленном Императором Пачакутеком ( подробнее об этом можно прочитать в разделе, посвященном Сапа Инке Пачакутеку). Вот один из написанных им гимнов:О Творец, начало всего,Виракоча, конец всего,Господь в сияющих одеждах,Кто вдыхает жизнь и приводит всё в порядок,говоря: Да будет человек!Да будет женщина!Творец, Создатель всего,чему ты дал жизнь!Призри на них!Дай им жить процветающе, благополучно,в мире и тишине.Где Ты?Вне? Внутри?Над этим миром в облаках?Под этим миром в тени?Услышь меня!Ответь мне!Приими слова мои в сердце Твое!Вечно, без концадай мне жить.Приими меня в объятия Твои!Сохрани меня в деснице Твоей!Приими моление мое,Где бы Ты ни был,мой Господь, мой Виракоча!************************************В книге Луи Бодена , посвященной цивилизации Инков, описываются храмы, которые которые были построены Инками. Речь идет о развалинах двух храмов, Воздвигнутых в Куско и Ракчо. Они были воздвигнуты Сапа Инкой Пачакутеком (Пачакути).Основываясь на испанских хрониках, Л.Боден пишет отом, что Император Пачакутек имел однажды важную встречу со жрецами и ясновидящими. Пачакутек спросил их, какой из богов наиболее могущественный; те сказали, что Солнце. Тогда Император произнес торжественную речь. Он буквально сказал следующее: « Солнце, которое должно каждый день работать, освещая и обогревая землю, может быть закрыто облаками и дождевыми тучами, и, таким образом, не может считаться Создателем.» В заключении, он заявил, что Верховным Животворящим Богом является Виракоча» ( имя Виракоча использовалось ранее инками для обозначения верховоного бога , его также носил один из императоров).После этой встречи Пачакутек приказал изготовить две статуи Виракочи из цельного золота и поместил их в два вышеназванных храма. Один храм был построен в Куско, другой в Ракче ( сейчас оба храма в руинах). Было построено сразу два храма, так как по мнению инков, их Бог присутствовал во все времена и везде, поэтому было бы неразумно поселить его в одном месте).Инки даже воздерживались от пожертвований, повествуется в книге Л.Бодена, мотивируя это тем, что Богу невозможно предложить чего-нибудь, чего у Него еще нет. Так как Богу принадлежит все.Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что эта беседа состоялась между жрецами и Сапа Инкой Уайна Капаком, внуком Пачакутека. Но Уайна Капак воспринял понятие о Едином Боге от своих отцов. Так, его дед Сапа Инка Виракоча имел откровение во сне, после чего он принял имя Виракоча - имя Бога.Луи Боден говорит, что по свидетельствам таких хорошо осведомленных летописцев, как Гарсиласо де ла Вега и Бартоломео де Лас Касас, а также на основе археологических исследований руин этих храмов , можно сделать вывод, что у Инков при Императоре Пачакутеке оформилось почитание Единого Бога как сущности абстрактной, неосязаемой, уникальной. Гарсиласо де ла Вега пишет, что Инки называли его Пача-камак — в переводе Тот, Который вселяет душу во Вселенную. Упоминая имя Вира-коча, он говорит, что не знает его точного перевода. Божественное происхождение самого правителя при этом тускнело.« Гарсиласо де ла Вега и Бартоломео де Лас Касас без сомнения утверждали, что Инки поклонялись настоящему Богу, а индейцы вплотную подошли к пониманию Истины», - пишет в своей книге Л. Боден. Он сожалеет, что испанцы, все грубо разрушив, даже не понимали значение проведения исследования того, что они разрушали.**************************************************Еще интересны замчания Инки Гарсиласо де ла Вега о почитании Инками Креста. Сам лично он не мог объяснить такое особенное его почитание. Вот, что он об этом пишет:Книга Вторая. Глава III. У ИНКОВ БЫЛ КРЕСТ В СВЯЩЕННОМ МЕСТЕ."Был у королей Инков в Куско крест. В году 1560 я видел его в ризнице кафедрального собора того города, в которой он висел на гвозде с помощью шнура, проходившего через отверстие, проделанное в самой верхушке креста. Крест был квадратным, одинаковым в длину и в высоту...Его хранили в одном из королевских домов в задней комнате, которая называется вака, что означает священное место. Они не поклонялись ему, а лишь относились с почтением, должно быть, из-за его красивой формы или по какой-либо другой причине, которую не могли объяснить. Так они хранили его, пока маркиз дон Франсиско Писарро не проник в долину.Когда испанцы захватили тот имперский город и построили храм нашему Всевышнему Богу, они повесили крест в том месте, о котором я рассказал, и лишь с тем украшением, о котором упоминалось, хотя было бы куда более справедливо поставить его на главном алтаре, богато украсив золотом и драгоценными камнями, ибо там они нашли столько всего этого.А поскольку речь шла о кресте, то нам следует сказать, что здесь [в Испании], как известно, практикуется клясться Богом и на кресте, чтобы подтвердить то, что говорится как на суде, так и вне его, и многие поступают так, когда нет необходимости в клятве, а в силу дурной привычки, скажем, чтобы внести таким путем путаницу; инки же и все народы их империи никогда не знали, что такое клятва.Уже говорилось о том, с каким почтением и послушанием они касались своими устами имен Пача-камака и Солнца, произнося их только для того, чтобы выразить им поклонение.Когда же допрашивали какого-нибудь свидетеля, судья говорил ему (вместо приношения клятвы): «Обещаешь говорить правду Инке?». Свидетель говорил: «Да, обещаю». Он снова говорил ему: «Смотри, ты должен говорить ее, не смешивая с ложью, не умалчивая чего-либо из того, что произошло, а прямо говорить то, что ты знаешь по этому делу». Снова свидетель подтверждал, говоря: «Я действительно так обещаю». После этого ...ему разрешали рассказать все, что он знал по делу, не перебивая.Свидетель не отваживался лгать, ибо, помимо того, что они были людьми очень боязливыми и религиозными , они знали, что...этим нарушили бы указ Инки, приказывавший им не лгать."ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА. КРЕСТ У ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.
Вождь племени Сиу Лакота - Тот,Чьи Лошади Внушают Ужас( кон.XIX в.)
Изучение символики орнамента иногда дает удивительные результаты и позволяет провести разные культурные параллели. У индейцев крест очень часто встречался и нес большую смысловую нагрузку. Когда знакомишься со старинными фотографиями североамериканских индейцев, то удивляет даже не столько то, насколько важное значение придавалось кресту у этих народов, а ФОРМА КРЕСТА, которая встречается в орнаменте одежды, украшениях и т.д. Она типична для разных индейских народов, включая инков, и целиком совпадает с формой греческого православного креста, у которого особая история.Каждый символический элемент имеет определенную смысловую наполненность. Крест — это , безусловно, особенный символ в истории человечества. Хотя в некоторых культурах он совершенно не использовался.Равноконечный греческий православный крест (его еще называют константиновским, по имени византийского императора Константина) отличается от латинского креста,у которого удлиненная нижняя часть.Так же, как в некоторых сооружениях Инков, греческий православный крест лежал в основе многих архитектурных сооружений в византийской, а позже древнерусской архитектуре. Так, в византийской и древнерусской архитектуре существует много примеров: собор св. Софии в Константинополе (ныне Стамбул ), собор св. Софии в Киеве ( оба собора построены в честь св. Софии — Св. Премудрости Божьей, а не св. мученицы Софии, как иногда неверно полагают. «София» в переводе с греческого означает «мудрость») и многие другие храмы. Равноконечный крест символизировал гармонию, созерцание, связь с Царством Небесным, соборность. Эти общие идеалы как раз удивительно перекликаются с далекой для нас культурой Империи Инков.Так, латинский вытянутый крест, лежавший в основе латинских базилик. По-другому организовывал архитектурное пространство. Он символизировал движение, деятельность. В этом разница менталитета западного и восточного христианства. Часто римская церковь упрекала восточную в безынициативности и излишней созерцательности. Хотя на это можно возразить, что каждый народ в мире имеет свой путь.Немного о Истории Креста в разных культурах.Примечательно, что в катакомбах первые христиане широко использовали древний символ — свастику или гамматический крест (crux gammata N 62 в указанной ссылке). Это символ солнца, благополучия. Так же использовался древнеегипетский крест Анх. Вообще до появления фашизма, который сделал гамматический крест, или свастику, одиозным знаком, христиане часто использовали этот символ. К примеру, последняя Российская Императрица Александра Федоровна, женщина очень религиозная и причисленная русской православной церковью к лику святых, чертила этот знак над изголовьем своего тяжко болящего сына, чтобы сохранить его от зла, на капоте машины, на некоторых вещах, на стене дома Ипатьевых и т.д. Интересно, что этот же знак можно увидеть на свежевыпеченном хлебе у современных индейцев Южной Америки.египетский крест анх Египетсикй крест Анх тоже имеет интересную историю. Древние египтяне придавали ему большое значение, отчасти предвосхищавшие христианские понятия. Это был символ жизни и спасения от злых сил. Так, в «Книге Мертвых», где описывается древнеегипетскими авторами опасный путь души после смерти. На иллюстрациях этого свитка Крест Анх защищает душу умершего от нападения злых существ во время этого опасного путешествия.Возвращаясь к равноконечному кресту ( N 20, 21, 35), следует отметить, что в православной византийской церкви его называли знамением победы. По преданию и свидетельствам очевидцев 28 октября 312 г. он был явлен среди бела дня на небе и предвозвестил победу Императору Константину над тираном Максенцием. О том, как все это произошло, обстоятельно повествует истооик Евсевий Памфил в своей «Книге первой о жизни блаженного царя Константина»:« Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил царь Константин, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью «Сим побеждай!». Возможно, поэтому в православной традиции равноконечный крест часто изображается на фоне круга ( см. Крест N 35)Тогда эта победа означала освобождение и жизнь миллионам христиан, ожидавшим казни и мучения. ( Хотя Император Константин на тот момент не был христианином, а стал им позже). На несколько десятилетий воцарились мир и благоденствие. Поэтому равноконечный крест, или греческий православный крест, или еще по-другому константиновский , стал также символом торжества справедливости, освобождения, победы над злом.И как символично. Что у далеких народов Северной и Южной Америки он имел такое же значение!
В книге американского этнографа [iТомаса Е. Майлза «Таинственные Воины Прерий. Культура, Искусство, Ремесла и Религия Индейцев Великих Равнин» ( T.E.Mаils « The Mysterious Warriors of the Plains.The Culture, Arts, Crafts and Religion of the Plains Indians ») крест у североамериканских индейцев, живших в прериях, описывается как важнейший космогонический символ, который передавал сложные представления индейцев о мироздании, с одной стороны, и был оберегом, мистически помогавшим людям, с другой стороны. Крест, как символ, включал в себя представления о связи между земным и загробным миром ( так, западная сторона креста обычно прикрывала место отхода духа человека при смерти, по словам Майлза).Вся Вселенная представлялась состоящей из четырех сторон света, оживотворяющимися четырьмя ветрами: северным, западным, южным и восточным, которые характеризовались различными свойствами (подробнее об этом еще пишет индейский писатель Сат-Ок).Интересно, что символическая и мистическая нагрузка, которую нес крест у инков и североамериканских индейцев, очень близка по сути и указывает на общее в их духовном мировоззрении. Так, мы знаем , что Тауантинсуйу — название Империи Инков — переводится как Четыре Стороны Света. Крест присутствует в орнаментах Инков. Крест , как сообщает Инка Гарсилсао де ла Вега ( см. выше), почитался как отдельно взятый символ и ему придавалась особое, сакральное, значение.Хотела бы прокомментировать фотографию, помещенную выше индейского вождя Сиу Лакота . На ней фотографом, сделавшим это фото, написано имя вождя — Тот, Кто Боится Своих Лошадей. Не правда ли , странное имя для вождя? Другие имена воинов Сиу, подписанные на фотографиях , тоже нередко казались лишенными смысла или уничижительными. Но не так давно на сайте резервации Сиу я прочитала сообщение об этой фотографии. На самом деле,имя этого вождя было Тот, Чьи Лошади Внушают Ужас, полученное за какой-то доблестный поступок. Об этом вожде сохранилось немало документальных свидетельств.Автор сообщения отмечал, что на многих фотографиях воинов Сиу имена при переводе на английский ( фотограф подписывал по-английски) были сильно искажены или напутаны. Он недоумевал, почему это произошло — то ли из-за небрежности; хотя, как он отмечает, установить правильное написание имени тогда для фотографа не должно было составить труда. То ли еще с какой-то целью, так как имена были изменены не в лучшую сторону.******************************************************************ХРАМЫ ИНКОВ. ЧТО ИНКИ НАЗЫВАЛИ УАКОЙ (ВАКОЙ)В некоторых испанских хрониках при описании религиозных мировоззрений Инков авторы неверно говорили о большом количестве богов и идолов - уак, которым якобы поклонялись инки, как божествам. И вообще характеризовали религию Инков как «эклектичную», то есть воспринявшую в себя бесчисленное количество верований раличных присоединенных народов. Даже до сих пор это мнение можно встретить в некоторых общих работах, посвященных истории Империи Тауантинсуйу и носящих описательный характер.Очень ценные сведения содержат записи миссионеров — метисов, хорошо знавших язык и традиции индейцев, среди которых, конечно, важную роль играли труды и исследовательская деятельность Бласа Валера. Также важную информацию содержит уже упоминаемая нами книга Инки Гарсиласо де ла Вега. Так как он не просто знал язык и обычаи, но и общался с родственниками, которые продолжали исповедывать свою религию и даже был свидетелем совершения некоторых ритуалов.Храм Кориканча в Куско. На фото выделены части храма в основании церкви Санто Доминго, воздвигнутой на остатках храма Солнца в 1650 г. После землетрясения 1950 г. обнажились стены древнего храма инков.Главу 4 Книги 2 своих Комментариев он так и озаглавливает: «О множестве богов , которые испанские историки по неточности приписывали индейцам».« Испанцы приписывают Инкам многих других богов, поскольку не умеют отличать времена и идолопоклонства первоначального периода от второго (более позднего), а также потому, что не владеют знаниями языка и поэтому не умеют ни правильно спросить, ни правильно понять ответ индейцев.» Инкам приписывались испанцами по их невежеству все те боги, которым поклонялись присоединенные к их Империи народы до прихода инков.Далее он пишет, что испанцы приписывали Инкам богов различных племен, присоединенных к Империи. «Выше мы уже говорили, как много этих божеств было и какими странными были они.»«Особенно много неправды возникло из-за незнания испанцами многих и различных значений слова вака ( уака)»В европейских языках нет слова, которое...ПРОДОЛЖЕНИЕ => О РЕЛИГИИ ИНКОВ ЧАСТЬ 2 (продолжение)http://the-inkas.narod2.ru/index/0-3 |